На хозяйственный уклад крестьян влияли не только климатические и географические условия, но и психологические и религиозные. Постоянные религиозные гонения со стороны правительства способствовали корректированию старообрядцами жизненных предписаний и изменили отношения с местными властями. Чтобы выжить в этих непростых условиях, старообрядцы были вынуждены усиленно заниматься сельским хозяйством и торговлей с целью сохранения своей веры от нападок местных властей. Средством выживания стала трудовая мотивация. Старообрядцы прекрасно понимали, что не прилагая должны усилий нельзя добиться результата и успеха. Они открестились от русского авось.
Они в религии подразделяли трудовую деятельность на 2 типа: труд духовный и труд достойный. Труд духовный у старообрядцев направлен на самосовершенствование личности, личных качеств, которые никоим образом не связаны с физической работой.
Труд достойный должен был обеспечивать физическое существование самого труженика и его семьи.
Но старообрядцы не рассматривали труд как средство приращения капиталов и обогащения. Они считали, что если у трудящегося в процессе деятельности появился излишек, то он его заработал при соблюдении правил труда. Однако оба вида трудовой деятельности направлены на достижение одного результата, а сам труд рассматривается как средство обеспечения благочестивого жития. Труд в понимании старообрядцев - это способ очищения человека от греха и средство спасения души. То есть в их жизни сочетался монашеский устав и семейная жизнь, подчиненная самоконтролю.
Однако отношение к труду у крестьян - новообрядцев было другим. Современники отмечали леность крестьян, нежелание работать и накапливать богатства. Труд для них был нужен только для исполнения повинностей и для удовлетворения потребностей. Деньги для новообрядцев считались не накопленные трудом для мотивации, а средством удовлетворения потребностей. У них нет стремления накопить капиталы улучшить жилищные условия и расширить хозяйство. И как отметил дореволюционный исследователь Миронов Б. Н.:
Необходимо искать главную причину наших сельскохозяйственных невзгод прежде всего в самих производителя неумелых, нерачительных, не опытных и мало предприимчивых.
Однако исследователи находят и положительные характеристики такие как строгое соблюдение постов и преданность царю, помощь бедным. Кроме того, авторами приводились и причины, которые мешали новообрядцам успешно вести свое хозяйство:
1. Пьянство
2. Неуважение крестьян к чужой собственности, частые кражи
3. Отсутствие всякого понятия о законности и честности
Так, ярославской помещик Трушинский Ф. И. писал о невыгодно сети кражи леса не только для своего хозяйства, но и для крестьян, так как значительная часть доходов шла на водку и закуску. Автор отмечал, что общественным развлечением для жителей уезда был базар:
Если крестьянин не был на базаре, не поговорил с соседом за чайным столом, часто с прибавлением других напитков, то он считал это для себя большой потерей.
В 1850-е годы православное население Российской империи имело примерно 108 праздников и воскресений в году, в 1872 году по 38 губерниям 120, а к 1902 г. - 140. Увеличение количества праздников было со стороны крестьян. Если каждый 8-9-й праздник совпадал с воскресеньем, число нерабочих дней равнялось в 1850-е гг. - 18, 1872 г. - 29, в 1902 г. - 47. Всего празднично выходных дней на год приходилось по 95, 105, 123.
Обилие праздников, по мнению современников, наносило вред хозяйству крестьян, отнимая время и средства. И много времени уходило на подготовку к празднику и отдыху от него после употребления горячительного.
Так, в Вятском хороший базарный день в кабаке выручка составляла более чем на 600 рублей серебром. В праздничный день - 1000 рублей.
В противовес новообрядцам старообрядцы отличались трезвостью. Некоторые хозяйства не пили вообще или тратили на напитки 3-4 процента расходов.
Крестьянский мир в конце 19 века традиционно основывался на взаимосвязи семьи и общины. Большинство крестьян следили за порядком в своём обществе. Из общины нередко удаляли неблагополучных крестьян: воров, хулиганов, убийц, бродяг, порочных, лиходеев, чьё поведение признавал ось опасным. Общество обеспечивало защиту своим членам и распределяла налоги, помогая малообеспеченным крестьянам продуктами в случае неурожая или решением насущных проблем.
Старообрядцы в отличии от никониан поддерживали связь не только со своими односельчанами, но и единоверцами. В такую общину входили не только крестьяне, но и представители предпринимательства, крупные промышленники и купцы. Поэтому в случае неурожая или падежа скота, их община сполна возмещала причинённый ущерб восстанавливала хозяйство. В отличии от него новообрядец знал, что в случае стихийного бедствия ему никто не поможет среди единоверцев. Именно поэтому новообрядец не стремился развивать свое хозяйство в случае рисков. И часть никониан желающих стать успешными, переходила в раскол.
Церковь никониан не поддерживала материально, а брала с них деньги и не пыталась сплотить. Церковь старообрядцев была более демократичной. Через такую церковь нередко проходил хозяйственный, торговый, финансовый обмен и обеспечивались контакты с единоверцами. Старообрядцы представляли общину как прообраз царства Божьего и должны были вести праведную жизнь, почти святого.
Разделение трудовой деятельности на 2 типа, о которых упоминалось выше, поддержка со стороны единоверцев позволили старообрядцам достичь в хозяйственной деятельности значительных результатов. Но более конкретно об этом я напишу в следующей статье.
#старообрядцы #старообрядчество #религии #трудоваяэтика #история #историяроссии #краеведение