Найти тему

Псалом 90. Кто такой срящ и бес полуденный?

Очень сильный псалом Давида, любимый многими. Псалом, укрепляющий веру, придающий сил, побеждающий всякий страх и рассеивающий тьму.

В этой статье я хочу коснутся темы, которая многих при чтении этого псалма интересует. А именно - что такое "срящ" и кто такой этот бес полуденный? Порассуждаем об этом.

Псалом начинается с обетования и обещания Божьего о том, что всякий уповающий на Господа, становится под Его кров и защиту. И Господь защитит такого человека от всех возможных бед и напастей.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Какие беды и напасти перечисляются?


Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

А теперь по порядку. Первое, на что я хочу обратить ваше внимание, - это то, что перечисленные выше опасности приводятся в порядке возрастания этой самой опасности. Как если бы я, описывая мастерство какого-нибудь прекрасного врача, сказал бы следующее:

"Этот врач такой хороший специалист, что он легко вылечит у тебя как простой насморк, так и грипп, язвенную болезнь желудка, рак и даже голову обратно пришьёт при необходимости".

То есть в описании мастерства этого врача, я использую классический приём - описываю его способности по нарастающей. Если бы я перечислял всё выше перечисленное как попало, было бы не так логично и не так красиво. Смотрите сами:

"Этот врач такой хороший специалист, что может пришить тебе голову обратно, излечить от гриппа, от язвы и от насморка!"

Ну или такой вариант:
"С этим врачом тебе не надо боятся, что тебе отрубят голову, что ты заразишься гриппом, что у тебя обнаружат рак или что ты подхватишь насморк!"

Согласитесь, после того, как вы слышите о пришитой обратно голове, перечислять болезни вроде насморка уже смысла не имеет, вам всё ясно и так. Ведь если врач смог пришить голову, то конечно всё остальное уже само собой разумеется. Ровно такая же логика присутствует в 90 псалме. Это классическая схема.

Так вот. Прежде всего, важно обратить внимание на то, что в данном псалме тоже используется нарастающая логика. То есть напасти перечисляются в порядке их опасности, по возрастающей. Чем дальше, тем опасней и страшнее.

Что ж, начнём с первой опасности - ночной страх.
"Не убоишися страха нощнаго".
Здесь речь идёт об обычном внутреннем страховании, не всегда имеющем отношение к реально происходящему в ночи. Страх, тревожное состояние, ожидание опасности. Когда что-то привиделось в темноте.

Далее - "стрелы летящия во дни". Опасность повышается на одну ступень. Летящая стрела - это уже не просто ожидание опасности, это реальный шанс быть раненным или убитым. Здесь речь об обычных земных опасностях, могущих сильно повредить физически и даже убить.

Идём дальше - "вещи во тме преходящия". Следующая ступень опасности. В отличие от "страха нощнаго", который был лишь состоянием тревожности, "вещи во тме преходящия" - это уже не просто что-то кажущееся нам во тьме. А нечто, что реально к нам из тьмы приходит. Почему это страшнее стрелы? Потому что стрела может убить лишь тело, душа же отправится к Господу. А вот вещь, приходящая во тьме - она приходит и воздействует на душу. И это страшнее смерти, которой нам в любом случае не избежать.

Следующая ступень опасности - тот самый "срящь". Слово это, на самом деле, означает некий случай или встречу, происшествие, столкновение с чем-то. Из нашего контекста значение слова сводится к встрече с той самой вещью, во тьме приходящей. Если на предыдущей ступени вещь эта лишь приходила к нам и лишь как-то со стороны воздействовала на душу, то здесь ей позволено уже прикоснуться к нам, столкнуться с нами. Двумя ступенями ранее, мы ещё могли бороть её, потому что она (вещь) приходила, но не прикасалась. Влияла на расстоянии. Здесь же этой "вещи" уже дана сила непосредственно вредить душе, происходит столкновение, соприкосновение (срящ) с ней.

Ну и последнее - "бес полуденный". Самая последняя, высшая ступень опасности. Превосходящая все вышеперечисленные. Тут бесы уже приходят бесцеремонно, не маскируясь. Как есть. Прям средь бела дня. Не пытаясь манипулировать из темноты или вредить душе исподтишка. Например, как к Антонию Великому приходили бесы и били его прямо в келье, когда он подвизался в отшельничестве.

В толкованиях святых отцов мы можем прочитать самое разное мнение относительно выше перечисленных опасностей. И все эти толкования верны, потому что придерживаются внутренней сути псалма. А суть псалма такова, что Господь защищает нас от тех опасностей, которые для нас актуальны.

Если мы живём в мирное время, то не боимся летящей на нас стрелы. В этом случае под стрелами будем понимать различные уловки сатаны и искушения. А если мы духовно далеки от того, чтобы к нам являлись бесы в своём истинном облике, то под бесом полуденным актуальнее будет понимать дух лености или иное состояние, искушающее лично нас.

То есть такое толкование душеполезно, которое сохраняя внутреннюю суть наставления (а в данном случае псалма), учитывает текущие реалии и воспитывает нашу душу. Именно по этой причине у святых отцов так много, казалось бы, расхождений в толкованиях тех или иных мест Писания. Расхождения эти чисто внешние, наставляющая же суть их - одна. Едина в Духе Святом.

Я же привёл выше прямое объяснение написанного. В прямом объяснении беса полуденного уже не назовёшь бесом, вызывающим у человека лень после вкусного обеда. Для такого состояния совершенно не подходит утешение "Не убоишися". Потому что послеобеденной дремоты никто не боится. В этом состоянии человек не изнывает от страха и не нуждается в такого рода утешении. Хоть состояние это, конечно, по-своему опасное. Но нам в данном случае важнее суть наставления, а не правильность его формы.

Что же касается актуальных для нас опасностей, то избавит нас от них Господь! У каждого эти опасности и искушения свои.

Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас грешных! Спаси и сохрани!

________

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья - подписывайтесь, пожалуйста, на канал!