События в фильме разворачиваются в одном из городов современной американской реальности. Гранит-сити когда-то был особенным, ведь именно в этом городе были свои супергерои. Самаритянин и Немезида - братья близнецы, которые выбрали разный путь. Будучи детьми они потеряли своих родителей. Дом, в котором жили необычные дети, подожгли неравнодушные жители, которые считали ребят уродцами. Братья выжили и каждый из них принял решение, как жить дальше.
Самаритянин решил помогать людям, а вот Немезида захотел отомстить за родителей. Обуреваемый местью Немезида выковал молот, чтобы сначала расправиться с братом, а потом устроить анархию в Гранит-сити. И случилась эпическая битва, в которой Самаритянин победил Немезиду и пропал сам.
20 лет спустя после того сражения, город погряз в коррупции, безработице и бедности. Автоматизация привела к тому, что большинство людей оказалось на улицах, влача жалкое существование. Но город помнит о Немезиде, который когда-то предрекал это и хотел исправить, но в то время люди поверили в Самаритянина. Он пропал, но его символы до сих пор рисуют на улицах, а паренёк по имени Сэм и вовсе собирает всевозможные улики и зацепки того, что Самаритянин всё ещё в городе.
Подросток увлекается историей супергероев и верит, что Самаритянин никуда не пропал, а просто решил уйти в тень от людей, подстроив своё исчезновение после сражения с Немезидой. Но ему никто не верит, пока Сэм не встречает седовласого старика, что живёт в доме напротив. И чем больше Сэм узнаёт о пожилом соседе, тем больше ему начинается казаться, что старик вовсе не обычный мусорщик, который чинит старые вещи и продаёт их в ломбард.
Сэм почти уверен, что, старик и есть тот самый пропавший супергерой - Самаритянин! Но не всё так просто, ведь у Немезиды тоже остались почитатели среди жителей города, одним из который является влиятельный бандит Сайрус. И что произойдёт с Гранит-сити, когда всплывёт реальная причина исчезновения Самаритянина и Немезиды, ведь Сэм во чтобы то ни стало хочет докопаться до истины.
Трейлер к фильму:
Если говорить про фильм без раскрытия сюжетных ходов, то перед зрителем простенький фантастический боевик с элементами драмы. И всё бы ничего, не будь у фильма рейтинг PG-13 и возрастное ограничение 16+. Именно этот аспект играет весомую роль в восприятии всей кинокартины в целом. Этой киноленте очень не хватает эффектного завершения в боевых сценах. Проще говоря - кетчуп-шоу тут отсутствует от слова совсем, ну кроме эпизодов, где показывают ссадины героев.
Перед зрителем серый и криминальный Гранит-сити. Виды улиц очень убедительно передают социальную среду, в которой обитают местные жители. За это необходимо сказать спасибо оператору. Как и за отсутствие излюбленной в последнее время многими авторами, так называемой, псевдо-документальной съёмки, с трясущейся камерой. При небольшом бюджете (по слухам около 25 млн. долларей) фильм не выглядит дешёвым. Но всё таки, заметно, что ленте не хватает масштаба.
Возможно, из-за малого бюджета, в ленте задействовано очень мало локаций. Всего три-четыре улицы и столько же видов из жилых и административных помещений. Отчего не получается оценить всю полноту действия. Ведь в фильме затрагивается актуальная и в современном мире проблема - планомерная и тотальная автоматизация производства, замещение терминалами людей, вследствие чего возрастает безработица и количество бездомных. Но эта тема не развивается, за исключением упоминания в новостях и небольшого показа общих планов, когда герои передвигаются по городу и можно заметить через каждые метров десять, сидящих на земле бездомных.
Антураж у фильма есть, чем-то схожий с некоторыми лентами про "Бэтмена". Но "Самаритянину" не хватает очень многих аспектов, чтобы как-то оставить что-то в памяти после просмотра. Слишком малое количество массовки, отчего можно заметить одних и тех же актёров в некоторых разных эпизодах. Отсутствие копов на улицах, за исключением пары сцен, где "бравые ребята" лишь берут взятку у бандита. Зрителю не показывают никаких, так сказать, власть-имущих или других чиновников города. Порой складывается ощущение, что Гранит-сити сам по себе город-бездомный.
Есть и ляпы, но они не существенны. Сюжет прост и не может похвастаться чем-то, чего нельзя было видеть во многих других подобных лентах. Возможно, лишь концовка способна немного удивить. Но это всё не вызывает особых эмоций, потому что у фильма есть главная проблема - отсутствие проблемы в самом фильме. Что это за тавтология? Ну, если без спойлеров, то у героев нет мотивации к действию, хотя изначально завязка направлена на поиски Самаритянина.
Но зачем его искать и почему он решил пропасть (это из воспоминаний героя Сталлоне зритель узнает уже ближе к финалу), а главное, из-за чего столько времени не проявлял интерес ни к чему и не пытался что-то изменить в городе, остаётся слишком размыто. И встреча с Сэмом не говорит зрителю, почему именно этот паренёк разбудил что-то внутри героя Сталлоне. Отсутствие более подробной предыстории является ещё одним минусом фильма.
Ведь без должной истории сложно убедительно отыграть характеры героев. Зритель не знает всех нюансов и невольно будет задаваться вопросом, например, почему именно сейчас какой-то пацан всё узнал, а другие, только бандиты, аккурат в это же время решили провернуть чуть ли не революцию и устроить анархию в городе? Много недосказанности или точнее, скудноватый мир по мере развития сюжета, где происходит вся заварушка.
Тут уже не спрятать эти сюжетные изъяны неплохими видами улиц. Опять же, вероятнее всего из-за небольшого бюджета. Но ведь есть примеры, где и с меньшим финансовым аспектом удавались вполне сильные ленты, пускай и несколько в другом жанре, но со схожим контекстом про угнетение и неравенство людей (наподобие ленты "Бомж с дробовиком" (2011) с Рутгером Хауэром в главной роли). Но тут скорее виной всему рейтинг, который, напомню, для подростковой аудитории.
В фильме три центральных персонажа и семь-восемь второстепенных. Это мало, если речь о блокбастере, но у нас тут эдакий супергеройский боевичок, где упор делается на образах героев. А за счёт харизмы можно создать убедительные образы, тем более, когда оператор показывает мрачный город, а композитор удачно дополняет действие музыкой.
И герой Сильвестра Сталлоне, и злодей Пилу Асбека (которого многие могли запомнить по роли в сериале "Игра престолов"), выглядят убедительно в своих амплуа. Чего не скажешь об Джейвоне "Уонне" Уолтоне, который, возможно, в силу возраста излишне переигрывает. Сам образ паренька может напомнить схожего персонажа из фильма "Последний киногерой" (1993), только Сэм слишком часто уходит в крайности.
Но нет у героев мотивации. Она не чувствуется. Слишком всё шаблонно. И если Сталлоне в кульминации - это постаревший Рэмбо, только с супер-силой, а Асбек просто жесток по всем законам жанра, то вот зачем они вообще это всё делают - это показано слишком невнятно.
Нет у этого фильма должно нагнетания, которое свойственно любому боевику. И будь у ленты хотя бы возрастной рейтинг выше, то, как минимум, финал мог бы получится впечатляющим. Смотрели "Рэмбо: Последняя кровь" (2019)? Там тоже Сталлоне долго запрягал, но как зато потом разошёлся.
В "Самаритянине" схожие сцены выглядят слабовато, при том, что Слай выглядит всё также убедительно сурово в гневе. Хотя сама лента не теряет логики в сюжетном развитии, просто не хватает убедительных предпосылок для тех или иных действий героев.
После финала возникает вопрос: что именно хотел показать режиссёр? Фоновое сопровождение, в виде бедности и беспорядков, никак не влияет на центральных героев, на их восприятие. А финал, при всей банальности, хоть и красиво снят, ничего не даёт юному Сэму. Как, впрочем, и герою Сталлоне. Да и обычным гражданам Гранит-сити. На этот вопрос, видимо, каждый зритель должен найти ответ сам. Мне показалась не убедительной кульминация самой финальной сцены. Если бы это был просто боевик, то вопросов особо и не было бы. Но у нас, вроде как, фантастический фильм, супергеройское кино. И именно с этой стороны лента слаба, потому что сама супергероика, грубо говоря, тут вообще не является определяющим фактором.
Небольшое количество спецэффектов среднего качества можно было нивелировать банальным, но крепким сюжетом. И Слай в подобной роли почти как Рэмбо или Рокки в последних фильмах серии. Но в этой ленте не получается сопереживать его герою. Как и Сэму, который вообще не понятно чего хочет, кроме как узнать, где Самаритянин.
Подводя некий итог, можно сказать, что перед зрителем средний боевик "категории "Б", с хорошей операторской работой и удачным музыкальным сопровождением. Но этот фильм слишком пустой, если рассматривать его с позиции супергеройского кино или ленты про справедливость. Кино не даёт ответ на вопрос, что же делать тем людям, беднякам и бездомным из Гранит-сити? Само завершение не разочаровывает, но оставляет ощущение, что тебе дали румяный и аппетитный пирожок, но забыли наполнить его начинкой.
Одним из плюсов "Самаритянина" является отсутствие "повестки" и прочих феминистских штучек, которые модно пихать в современное кино (даже удивительно, ведь фильм снимался для онлайн-сервиса Amazon, а эти ребята недалеко ушли от коллег из Netflix и Disney в плане засилья "сильных и независимых" в любом жанре в угоду сюжету).
Подача, пускай и немного рваная, из-за резких переходов между сценами, но очень сильно по духу напоминает те старенькие фильмы 80-90-ых. В ленте можно заметить некоторые постеры тех времён, игровые автоматы, комиксы. Но увы, в отличие от полюбившихся боевичков, в этом фильме не работает самое основное: противостояние главный герой - главный злодей. Оно есть, но не цепляет. Хотя, тут всё зависит от восприятия каждого зрителя.
"Самаритянин" явно не плохой фильм, он не затянут, хоть и излишне банален. Но ничем он не может похвастаться, кроме Сталлоне, который почти Рэмбо, только с суперсилой (про которую режиссёр и сценарист не очень-то и рассказ зрителю). Пересматривать это кино навряд ли захочется, даже из-за старины Сталлоне. Это кино, вероятно, не понравится подросткам, привыкшим к обилию компьютерной графики и спецэффектам везде и всюду. А вот повзрослевшим мальчишкам и девчонкам, которые полюбили те самые фильмы со Сталлоне, Шварценеггером, Уиллисом и компанией, этот фильм вполне может скрасить вечер. Как получилось и у меня. Не жалею, что потратил порядка 1,5 часов.
Оценка нейтральная, но ближе к положительной из-за Сильвестра Сталлоне. Негатива этот фильм не вызвал, несмотря на всё то, что я описал выше.
p.s. Слай говорил, что супергероика уничтожает жанр боевиков, но всё-таки решил и сам сняться в подобном фильме. Хотя, у него ещё есть небольшая роль в "Стражах Галактики 2", а скоро он сыграет и в третьей части. Но знаете, мне кажется, что Сталлоне просто любит играть подобные образы, как и зрители любят смотреть такие фильмы с участием Слая. Лично я не считаю, что Сталлоне "переобулся", нет. Скорее он ещё раз показал, как и на протяжении всей своей карьеры, что нет ничего невозможного, а возраст лишь цифры.