Найти тему
blooderwolf

"Самаритянин" (2022). Как Рэмбо обрёл неуязвимость или Сталлоне в образе супергероя.

События в фильме разворачиваются в одном из городов современной американской реальности. Гранит-сити когда-то был особенным, ведь именно в этом городе были свои супергерои. Самаритянин и Немезида - братья близнецы, которые выбрали разный путь. Будучи детьми они потеряли своих родителей. Дом, в котором жили необычные дети, подожгли неравнодушные жители, которые считали ребят уродцами. Братья выжили и каждый из них принял решение, как жить дальше.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Немезида. Вступительные кадры выполнены в стиле комикса.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Немезида. Вступительные кадры выполнены в стиле комикса.

Самаритянин решил помогать людям, а вот Немезида захотел отомстить за родителей. Обуреваемый местью Немезида выковал молот, чтобы сначала расправиться с братом, а потом устроить анархию в Гранит-сити. И случилась эпическая битва, в которой Самаритянин победил Немезиду и пропал сам.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Самаритянин и Немезида канули в лету. Как оказалось, не все в это поверили.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Самаритянин и Немезида канули в лету. Как оказалось, не все в это поверили.

20 лет спустя после того сражения, город погряз в коррупции, безработице и бедности. Автоматизация привела к тому, что большинство людей оказалось на улицах, влача жалкое существование. Но город помнит о Немезиде, который когда-то предрекал это и хотел исправить, но в то время люди поверили в Самаритянина. Он пропал, но его символы до сих пор рисуют на улицах, а паренёк по имени Сэм и вовсе собирает всевозможные улики и зацепки того, что Самаритянин всё ещё в городе.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сэм, обычный парнишка из бедной семьи, коих очень много в Гранит-сити, уверен, что Самаритянин жив и просто решил уйти в тень.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сэм, обычный парнишка из бедной семьи, коих очень много в Гранит-сити, уверен, что Самаритянин жив и просто решил уйти в тень.

Подросток увлекается историей супергероев и верит, что Самаритянин никуда не пропал, а просто решил уйти в тень от людей, подстроив своё исчезновение после сражения с Немезидой. Но ему никто не верит, пока Сэм не встречает седовласого старика, что живёт в доме напротив. И чем больше Сэм узнаёт о пожилом соседе, тем больше ему начинается казаться, что старик вовсе не обычный мусорщик, который чинит старые вещи и продаёт их в ломбард.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо, сосед Сэма, которого пацан считает Самаритянином.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо, сосед Сэма, которого пацан считает Самаритянином.

Сэм почти уверен, что, старик и есть тот самый пропавший супергерой - Самаритянин! Но не всё так просто, ведь у Немезиды тоже остались почитатели среди жителей города, одним из который является влиятельный бандит Сайрус. И что произойдёт с Гранит-сити, когда всплывёт реальная причина исчезновения Самаритянина и Немезиды, ведь Сэм во чтобы то ни стало хочет докопаться до истины.

Трейлер к фильму:

Если говорить про фильм без раскрытия сюжетных ходов, то перед зрителем простенький фантастический боевик с элементами драмы. И всё бы ничего, не будь у фильма рейтинг PG-13 и возрастное ограничение 16+. Именно этот аспект играет весомую роль в восприятии всей кинокартины в целом. Этой киноленте очень не хватает эффектного завершения в боевых сценах. Проще говоря - кетчуп-шоу тут отсутствует от слова совсем, ну кроме эпизодов, где показывают ссадины героев.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Дома в Гранит-сити, где друг на против друга проживают Сэм и Джо.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Дома в Гранит-сити, где друг на против друга проживают Сэм и Джо.

Перед зрителем серый и криминальный Гранит-сити. Виды улиц очень убедительно передают социальную среду, в которой обитают местные жители. За это необходимо сказать спасибо оператору. Как и за отсутствие излюбленной в последнее время многими авторами, так называемой, псевдо-документальной съёмки, с трясущейся камерой. При небольшом бюджете (по слухам около 25 млн. долларей) фильм не выглядит дешёвым. Но всё таки, заметно, что ленте не хватает масштаба.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо в очередной раз объясняет Сэму, что тот заблуждается на счёт того, что обычный старик - это тот самый супергерой.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо в очередной раз объясняет Сэму, что тот заблуждается на счёт того, что обычный старик - это тот самый супергерой.

Возможно, из-за малого бюджета, в ленте задействовано очень мало локаций. Всего три-четыре улицы и столько же видов из жилых и административных помещений. Отчего не получается оценить всю полноту действия. Ведь в фильме затрагивается актуальная и в современном мире проблема - планомерная и тотальная автоматизация производства, замещение терминалами людей, вследствие чего возрастает безработица и количество бездомных. Но эта тема не развивается, за исключением упоминания в новостях и небольшого показа общих планов, когда герои передвигаются по городу и можно заметить через каждые метров десять, сидящих на земле бездомных.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо и Сэм после стычки с бандитами.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо и Сэм после стычки с бандитами.

Антураж у фильма есть, чем-то схожий с некоторыми лентами про "Бэтмена". Но "Самаритянину" не хватает очень многих аспектов, чтобы как-то оставить что-то в памяти после просмотра. Слишком малое количество массовки, отчего можно заметить одних и тех же актёров в некоторых разных эпизодах. Отсутствие копов на улицах, за исключением пары сцен, где "бравые ребята" лишь берут взятку у бандита. Зрителю не показывают никаких, так сказать, власть-имущих или других чиновников города. Порой складывается ощущение, что Гранит-сити сам по себе город-бездомный.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Типичный Гранит-сити.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Типичный Гранит-сити.

Есть и ляпы, но они не существенны. Сюжет прост и не может похвастаться чем-то, чего нельзя было видеть во многих других подобных лентах. Возможно, лишь концовка способна немного удивить. Но это всё не вызывает особых эмоций, потому что у фильма есть главная проблема - отсутствие проблемы в самом фильме. Что это за тавтология? Ну, если без спойлеров, то у героев нет мотивации к действию, хотя изначально завязка направлена на поиски Самаритянина.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сэм изучает доску с уликами и зацепками одного журналиста, по поводу пропажи Самаритянина.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сэм изучает доску с уликами и зацепками одного журналиста, по поводу пропажи Самаритянина.

Но зачем его искать и почему он решил пропасть (это из воспоминаний героя Сталлоне зритель узнает уже ближе к финалу), а главное, из-за чего столько времени не проявлял интерес ни к чему и не пытался что-то изменить в городе, остаётся слишком размыто. И встреча с Сэмом не говорит зрителю, почему именно этот паренёк разбудил что-то внутри героя Сталлоне. Отсутствие более подробной предыстории является ещё одним минусом фильма.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо, занимающийся починкой старых вещиц, который он находит во время работы мусорщиком.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо, занимающийся починкой старых вещиц, который он находит во время работы мусорщиком.

Ведь без должной истории сложно убедительно отыграть характеры героев. Зритель не знает всех нюансов и невольно будет задаваться вопросом, например, почему именно сейчас какой-то пацан всё узнал, а другие, только бандиты, аккурат в это же время решили провернуть чуть ли не революцию и устроить анархию в городе? Много недосказанности или точнее, скудноватый мир по мере развития сюжета, где происходит вся заварушка.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Банда Сайруса готовится к проникновению в полицейского хранилище, с целью достать суперегеройский молот, который когда принадлежал Немезиде.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Банда Сайруса готовится к проникновению в полицейского хранилище, с целью достать суперегеройский молот, который когда принадлежал Немезиде.

Тут уже не спрятать эти сюжетные изъяны неплохими видами улиц. Опять же, вероятнее всего из-за небольшого бюджета. Но ведь есть примеры, где и с меньшим финансовым аспектом удавались вполне сильные ленты, пускай и несколько в другом жанре, но со схожим контекстом про угнетение и неравенство людей (наподобие ленты "Бомж с дробовиком" (2011) с Рутгером Хауэром в главной роли). Но тут скорее виной всему рейтинг, который, напомню, для подростковой аудитории.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сайрус призывает жителей Гранит-сити восстановить справедливость, которая по его мнению заключается в хаосе и анархии на улицах города.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сайрус призывает жителей Гранит-сити восстановить справедливость, которая по его мнению заключается в хаосе и анархии на улицах города.

В фильме три центральных персонажа и семь-восемь второстепенных. Это мало, если речь о блокбастере, но у нас тут эдакий супергеройский боевичок, где упор делается на образах героев. А за счёт харизмы можно создать убедительные образы, тем более, когда оператор показывает мрачный город, а композитор удачно дополняет действие музыкой.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сайрус.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сайрус.

И герой Сильвестра Сталлоне, и злодей Пилу Асбека (которого многие могли запомнить по роли в сериале "Игра престолов"), выглядят убедительно в своих амплуа. Чего не скажешь об Джейвоне "Уонне" Уолтоне, который, возможно, в силу возраста излишне переигрывает. Сам образ паренька может напомнить схожего персонажа из фильма "Последний киногерой" (1993), только Сэм слишком часто уходит в крайности.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сэм, напуганный бандитами Сайруса.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сэм, напуганный бандитами Сайруса.

Но нет у героев мотивации. Она не чувствуется. Слишком всё шаблонно. И если Сталлоне в кульминации - это постаревший Рэмбо, только с супер-силой, а Асбек просто жесток по всем законам жанра, то вот зачем они вообще это всё делают - это показано слишком невнятно.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сайрус настроен решительно взять власть в городе в свои руки.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сайрус настроен решительно взять власть в городе в свои руки.

Нет у этого фильма должно нагнетания, которое свойственно любому боевику. И будь у ленты хотя бы возрастной рейтинг выше, то, как минимум, финал мог бы получится впечатляющим. Смотрели "Рэмбо: Последняя кровь" (2019)? Там тоже Сталлоне долго запрягал, но как зато потом разошёлся.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо не согласен с тем, чтобы Сайрус устраивал анархию.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо не согласен с тем, чтобы Сайрус устраивал анархию.

В "Самаритянине" схожие сцены выглядят слабовато, при том, что Слай выглядит всё также убедительно сурово в гневе. Хотя сама лента не теряет логики в сюжетном развитии, просто не хватает убедительных предпосылок для тех или иных действий героев.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сайрус и Джо, первая встреча.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сайрус и Джо, первая встреча.

После финала возникает вопрос: что именно хотел показать режиссёр? Фоновое сопровождение, в виде бедности и беспорядков, никак не влияет на центральных героев, на их восприятие. А финал, при всей банальности, хоть и красиво снят, ничего не даёт юному Сэму. Как, впрочем, и герою Сталлоне. Да и обычным гражданам Гранит-сити. На этот вопрос, видимо, каждый зритель должен найти ответ сам. Мне показалась не убедительной кульминация самой финальной сцены. Если бы это был просто боевик, то вопросов особо и не было бы. Но у нас, вроде как, фантастический фильм, супергеройское кино. И именно с этой стороны лента слаба, потому что сама супергероика, грубо говоря, тут вообще не является определяющим фактором.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Ультра звуковые гранаты, с помощью которых банда Сайруса обесточила город.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Ультра звуковые гранаты, с помощью которых банда Сайруса обесточила город.

Небольшое количество спецэффектов среднего качества можно было нивелировать банальным, но крепким сюжетом. И Слай в подобной роли почти как Рэмбо или Рокки в последних фильмах серии. Но в этой ленте не получается сопереживать его герою. Как и Сэму, который вообще не понятно чего хочет, кроме как узнать, где Самаритянин.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сэм и Джо, после стычки с бандитами.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Сэм и Джо, после стычки с бандитами.

Подводя некий итог, можно сказать, что перед зрителем средний боевик "категории "Б", с хорошей операторской работой и удачным музыкальным сопровождением. Но этот фильм слишком пустой, если рассматривать его с позиции супергеройского кино или ленты про справедливость. Кино не даёт ответ на вопрос, что же делать тем людям, беднякам и бездомным из Гранит-сити? Само завершение не разочаровывает, но оставляет ощущение, что тебе дали румяный и аппетитный пирожок, но забыли наполнить его начинкой.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Самаритянин и Немезида.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Самаритянин и Немезида.

Одним из плюсов "Самаритянина" является отсутствие "повестки" и прочих феминистских штучек, которые модно пихать в современное кино (даже удивительно, ведь фильм снимался для онлайн-сервиса Amazon, а эти ребята недалеко ушли от коллег из Netflix и Disney в плане засилья "сильных и независимых" в любом жанре в угоду сюжету).

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо в гневе.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо в гневе.

Подача, пускай и немного рваная, из-за резких переходов между сценами, но очень сильно по духу напоминает те старенькие фильмы 80-90-ых. В ленте можно заметить некоторые постеры тех времён, игровые автоматы, комиксы. Но увы, в отличие от полюбившихся боевичков, в этом фильме не работает самое основное: противостояние главный герой - главный злодей. Оно есть, но не цепляет. Хотя, тут всё зависит от восприятия каждого зрителя.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо, уставший от всего.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо, уставший от всего.

"Самаритянин" явно не плохой фильм, он не затянут, хоть и излишне банален. Но ничем он не может похвастаться, кроме Сталлоне, который почти Рэмбо, только с суперсилой (про которую режиссёр и сценарист не очень-то и рассказ зрителю). Пересматривать это кино навряд ли захочется, даже из-за старины Сталлоне. Это кино, вероятно, не понравится подросткам, привыкшим к обилию компьютерной графики и спецэффектам везде и всюду. А вот повзрослевшим мальчишкам и девчонкам, которые полюбили те самые фильмы со Сталлоне, Шварценеггером, Уиллисом и компанией, этот фильм вполне может скрасить вечер. Как получилось и у меня. Не жалею, что потратил порядка 1,5 часов.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо, любитель мороженного, которое для нечто большее, нежели обычное лакомство.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо, любитель мороженного, которое для нечто большее, нежели обычное лакомство.

Оценка нейтральная, но ближе к положительной из-за Сильвестра Сталлоне. Негатива этот фильм не вызвал, несмотря на всё то, что я описал выше.

Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо и Сэм, где умудрённый герой Слая обучает юного паренька, как тому постоять за себя в коррумпированном и опасном Гранит-сити.
Кадр из фильма "Самаритянин" (2022). Джо и Сэм, где умудрённый герой Слая обучает юного паренька, как тому постоять за себя в коррумпированном и опасном Гранит-сити.

p.s. Слай говорил, что супергероика уничтожает жанр боевиков, но всё-таки решил и сам сняться в подобном фильме. Хотя, у него ещё есть небольшая роль в "Стражах Галактики 2", а скоро он сыграет и в третьей части. Но знаете, мне кажется, что Сталлоне просто любит играть подобные образы, как и зрители любят смотреть такие фильмы с участием Слая. Лично я не считаю, что Сталлоне "переобулся", нет. Скорее он ещё раз показал, как и на протяжении всей своей карьеры, что нет ничего невозможного, а возраст лишь цифры.