Автор этого канала – не самый обязательный человек. Оба мои постоянных читателя знают, что я часто о чем-то обещаю написать, но потом откладываю, забываю, забиваю, прикидываюсь ветошью и не отсвечиваю. Если бы вы видели список моих долгов перед главным редактором – ужаснулись бы. Пообещать написать о "Самаритянине" меня жареный петух дернул за язык еще до выхода фильма, и как-то мне совсем стыдно стало за свою необязательность, решил твердо – здесь-то я не уступлю соблазнам. Тем более что и кино такое, про которое писать много не нужно – вы и сами всё видели. Однако один вопрос обсудить будет не лишним. Совсем простой вопрос – почему не получилось-то?
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ И (ИЛИ) ЗРИТЕЛЕЙ
Но прежде давайте подумаем, а действительно ли не получилось? Представьте себе выход "Самаритянина", например, году этак в 1986-м или 1992-м – и Сталлоне, и Шварценеггер на пике своей популярности пытались нащупать себе место в семейном и даже детском кино. Для подростков, фанатеющих от Рэмбо и Рокки, развешивающих дома плакаты с изображением Слая, фильм о том, что их кумир может прятаться под "маской" неприметного соседа, был бы суперхитом. "Самаритянин" при всем масштабе экшена все-таки предельно семейное и даже подростковое кино. Оно об отношениях между братьями, между матерью и сыном, между ребенком и отсутствующим отцом...
И именно здесь прячется проблема, не позволившая картине взлететь. У истории супергероя, вышедшего на пенсию, но вынужденного вернуться к борьбе за справедливость, когда над его городом нависает угроза, имеет огромный потенциал. В какой-то мере он даже реализуется – создатели ленты выстроили весьма колоритный мир, в котором в приоритете находятся темные страна и оттенки серого. Вымышленный Гранит-Сити ближе к бэтменовскому Готэму, чем к Нью-Йорку Человека-паука или Асгарду Тора. Здесь орудует криминал, здесь неспокойно на улицах, здесь растет безработица и социальная напряженность. Нарывы растут и вот-вот рванут.
Но на этом месте авторы "Самаритянина" сами себе связывают руки. Точнее, студия и платформа Amazon зачем-то решили вставить палки в собственные колеса и присвоить проекту прокатный рейтинг PG-13, то есть адресовать ленту аудитории не младше 13 лет, вместо жесткой категории R. И влияние этого решения сразу бросается в глаза – вся визуальная жесткость хоть и подбирается к краю, никогда не переступает достаточно щадящие границы. Главный герой мальчишка по имени Сэм оказывается втянут в деятельность местной уличной банды, но ничего опаснее похищения коробок с чипсами ребята не творят. Злодей Сайрус нашедший маску и молот Немизиды сурово смотрит, скалит рот и играет желваками, но кровопролитий избегает. Даже сцена автокатастрофы, в которой старика Джо сбивает машина получилась рафинированно чистенькой.
Не то чтобы кровь в кадре автоматически может сделать боевик лучше, это работает не так. Но мне видится, что здесь авторы совершили досадный промах. Сегодня, когда хитами становятся "Пацаны" со сценами самых изощренных смертей, когда сюжет подталкивает к атмосфере и приемам "Робокопа" или "Ворона", делать упор на сглаживание углов и вынесение насилия за скобки как-то неправильно. Да, с подростком в кадре жестить было бы сложно, но пытаться подстроиться под самых юных зрителей было глупо. "Самаритянин" выиграл бы и от более жестких речей персонажей, и от большей крови, и от какой-то красочной финальной гибели главного злодея. Сталлоне заслуживал чего-то вроде "Рэмбо", а не "Стой, или моя мама будет стрелять".
Да, переход к рейтингу R создал бы некоторые сложности в рекламной кампании и работе с потенциальной публикой, но выигрыш был бы выше всех затрат. А подростки – они бы всё равно посмотрели кино с любимым актером, даже если бы у него была метка ХХХ. Мы ведь в 80-е и 90-е смотрели в видеосалонах и на кассетах "Чужого", "Хищника" и "Зловещих мертвецов", и ничего, знаете ли, только крепче стали и циничнее. Для сегодняшнего дня – самое то. В тотальном огораживании современных подростков от слишком энергичных, эффектных, ярких и жестоких фильмов – тоже не лучший способ воспитания. И Сталлоне с "Самаритянином" мог стать запретным плодом, который оставлял бы у юных зрителей положительный привкус и ощущение правильности нахождения на стороне добра. А так – всё было впустую.
Я не стану называть "Самаритянина" совсем беспомощным, но и говорить о том, что промах с рейтингом – его единственная ошибка, неправильно. Да, это не лучший фильм в карьере заслуженного актера, да, финальный твист предсказуем и не особенно изысканнен, да, злодей получился карикатурным и шаблонным (но мы, не забывайте, в мире супергероев и суперзлодеев – такшта...). И всё же в Самаритянине есть фирменное обаяние Слая. Он всё еще излучает атомную харизму и в кадре смотрится солидно. Мне не хотелось бы, чтобы этот проект как-то дурно повлиял на Сталлоне, промахи бывают, нужно вовремя их оценить, сделать выводы и исправить. Время есть.
Кстати, если оглянуться назад, окажется, что комиксы – далеко не самая сильная стезя Сильвестра Сталлоне. Им чаще удавалось бить заслуженного Рокки, чем получать от него крепких затрещин. В свое время "Бэтмен" Тима Бертона изменил взгляд публики на жанр боевика – взлет карьер Слая и Шварца замедлился. Затем неудачная попытка переосмыслить "Дредда" сделала Сталлоне персоной нон-грата в среде фанатов комиксов. В "Стражах галактики" звезде боевиков досталось только крохотное камео, а в "Отряде самоубийц" пришлось играть Акулу. "Самаритянин" мог, наконец, стать главным супергероическим фильмом для актера, но...
Но карьера Сталлоне еще не закончена. Нас ждут и новые "Стражи", и четвертые "Неудержимые", и множество отдельных проектов – актер еще покажет и силу, и мощь, и умение бить в кость, а не шлепать раскрытой ладонью. А "Самаритянина" мы будем вспоминать с улыбкой, как средней паршивости кино с бритым Пилу Альбеком, крутым молотом и незатейливым твистом, расставляющим Добро и Зло по своим местам.
Вот и всё, что я нашелся сказать про этот фильм – он и правда не стоит большего. Перелистнем эту страницу и пойдем дальше, у нас много нового появилось на самых разных площадках. Киновед в штатском напишет обо всем самом интересном и необычном – вам стоит заглядывать сюда и в телеграм-канал регулярно, забавные и занятные тексты не заставят себя ждать. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, приглядывайтесь к соседям, и...
Увидимся в кино!
#кино #самаритянин #сильвестр сталлоне #супергерои #комикс