Как живут православные бывшего военного поселка?
«Березовка завершает свою историю», – так думала я, когда приехала в бывший военный поселок, где в 90-х годах прошлого столетия находилась авиационная часть. Под непрекращающимся дождем весь день мы бродили среди руин военного аэродрома. Потом увидели разрушенные школу, детсад, закрытые почту и фельдшерско-акушерский пункт. Но посетили мы и православную молитвенную комнату во имя покровителя воинов – великомученика Георгия Победоносца, иконы для которой бережно были вышиты березовскими мастерицами. Ими же оформлены и богослужебные книги.
И я стала сомневаться в «гибели» Березовки. Впрочем, расскажу все по порядку.
Не доехать, не доплыть
Поселок Березовка расположен на левом берегу реки Печоры, в 30 километрах от одноименного города. Но, как выяснилось, добраться сюда непросто. Дело в том, что автобусы туда не ходят. А нужно ехать из Печоры на двух катерах или пароме, а дальше на такси, водители которых заказ в Березовку берут неохотно – плохая дорога. Путь только в один конец может обойтись в сумму более тысячи рублей!
Остается попробовать добраться по железной дороге, переехав единственный легендарный железнодорожный мост через реку Печору, но поезд в Березовке, в отличие от старых добрых времен, теперь не останавливается. Все это неприятно удивляло еще и потому, что я узнала, что в поселке живут люди. Чтобы добраться в Березовку, мне пришлось обратиться в администрацию сельского поселения «Чикшино», к которой территориально относится этот поселок. Переговоры о том, как мне добраться до Березовки, шли несколько месяцев. Наконец мне предложили на пригородном поезде доехать до определенного километра железной дороги, где меня должны были встретить на своем транспорте жители Березовки. И вот я сошла с поезда. Кругом лес, дождь идет, ветер сбивает с ног.
«Да уж, хороший денек я выбрала для знакомства с поселком», – выговаривала я себе. Тем не менее непогода позволила мне оценить все «прелести» федеральной трассы, которая связывает Печору с Центральной Россией. А это было месиво из грязи и воды! По такой дороге мы и отправились в поселок…
Гулаговские места
История Березовки началась задолго до того, как она получила статус поселка.
В 1930–1940-х годах в районе Березовки находились два лагеря для заключенных. На реке Каменка близ Березовки шла разведка нефтяного месторождения, и часть заключенных работала на буровых, а остальная масса была занята на лесоповале.
Поселок Березовка образовался на правом берегу реки Кожва (приток Печоры) в 1948 году. В том же году населенному пункту был присвоен статус поселка.
С 1954 года сюда начали приезжать комсомольцы-добровольцы, которые и строили Березовку. Здесь постепенно появились радиоузел, клуб, столовая, пекарня, магазины, баня, медпункт, а затем и больница, общежитие, стадион, школа, детский сад…
Годы расцвета поселка пришлись на время работы здесь лесопункта Каджеромского леспромхоза. По словам жителей, в Березовке осуществлялись все виды лесопереработок. Но теперь это в прошлом, как, впрочем, и период в истории Березовки, который долго находился под грифом «секретно».
Березовские «АВАКСы»
Речь идет об авиационной части, располагавшейся в поселке Березовка. Авиационный полк, который в октябре 1989 года перебазировался в Березовку, был создан на базе отдельных эскадрилий, дислоцировавшихся в Белоруссии, Литве, на Дальнем Востоке.
Во всем мире подобных авиационных частей было только две: в США и другая (совместная) у Англии с Францией. На вооружении этих воинских подразделений находились радиолокационные системы «АВАКС», предназначенные для обнаружения воздушных и наземных объектов и наведения на них истребительной авиации и ракет.
В России подобная техника называлась АК РЛДН (авиационный комплекс радиолокационного дозора и наблюдения). С взлетных площадок березовского аэродрома совершалось по пять-шесть вылетов в день. В основном березовские летчики выполняли специальные задания командования и транспортировали грузы. Но были и сложные вылеты. Так, в начале 1990-х годов благодаря березовским летчикам удалось задержать ростовских террористов, которые взяли в заложники детей и захватили вертолет… Активно привлекались самолеты для контроля за воздушным пространством в период проведения операции «Буря в пустыне» для пресечения террористических действий в Чечне в 1994–1995 годах.
Служил в авиационном полку Березовки под командованием полковника Николая Антамонова и будущий космонавт Юрий Лончаков. После Березовки Юрий Валентинович поступил в Высшую военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, по окончании которой был зачислен в отряд космонавтов. В октябре 2013 года был назначен помощником руководителя Роскосмоса по пилотируемым программам. А в 2014 году возглавил Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
Юрий Лончаков трижды побывал в космосе, в том числе в открытом. В первый раз в качестве специалиста в составе Советско-Американского экипажа. Во второй раз как бортинженер и в третий – уже как командир корабля.
А авиационную часть в Березовке, которая дала путевку в жизнь российскому космонавту Юрию Лончакову, в 1998 году расформировали.
Наши дни
До наших дней сохранилось здание бывшей диспетчерской военного аэродрома. Это четырехэтажное кирпичное строение с несколькими смотровыми площадками, с которых открывается удивительный вид на постепенно исчезающие свидетельства пребывания здесь уникального военного объекта…
В здании недействующей диспетчерской беспокойство вызвало то, что уже на ее первом этаже у меня вышла из строя вся техника: безжизненной болванкой повис на руке фотоаппарат, который вдруг перестал фотографировать, да и смартфон замер на одной картинке… Откуда-то из коридорной темноты меня звали мои спутники, но, расстроенная, я не хотела даже откликаться.
Потом внезапно все снова заработало, когда я сделала всего несколько шагов вперед. Понятно, что это «аномальное» место запечатлеть у меня не получилось, но удалось снять то, что я видела напротив себя: полуразрушенный кабинет первого этажа со скамьей посередине.
Казарма
Побывали мы и в здании бывшей казармы, и в столовой авиачасти. Внутри мы увидели следы проводимого здесь некогда капитального ремонта с перепланировкой.
А из беседы с депутатом Наталией Холодовой узнала о том, что это здание планировалось использовать в дальнейшем как дом престарелых. На всех четырех этажах солдатские казармы уже были перестроены в палаты со своими уборными и душевыми. А одно из помещений – светлое и просторное – напоминало холл со стойкой регистрации.
Оставленная бетономешалка все еще вселяла надежду на то, что работы здесь продолжаются…
Продолжение следует.
Наталья Прокофьева.
Фото автора, из архивов Наталии Холодовой, Анастасии Железновой и и из книги «Печора… истории перебирая даты».
При написании этой части статьи были использованы информация сайтов: https://www.pechora-cbs.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/Лончаков,_Юрий_Валентин..; а также книги " Печора… истории перебирая даты". Киров, 2014. С. 379–380.