Динамика современной жизни достигла апогея своего безумия: мир и окружение подгоняют нас становиться успешнее. Нужно не терять ни дня, ни, уж тем более, года для продвижения по какой-то воображаемой лестнице материального благосостояния или популистского признания.
И одним из самых популярных аргументов у сторонников идеи быстрой реализации своих способностей является что-то в духе: «Пушкин уже в 22 года был известным писателем!». Или же напоминание о том, что Курт Кобейн за 27 лет своей короткой жизни стал легендой мировой музыки.
И да, немалое число известных или даже исторических личностей успели перевернуть эпоху до наступления четвёртого десятка. Чего уж далеко ходить, Бритни Спирс ещё до окончания школы успела стать кумиром американской молодёжи. А великий Андрей Миронов в 22 года снялся в «Три плюс два» и прогремел на весь Союз.
Но мало кто знает, что другой исторический деятель искусства того времени, Юрий Никулин, только в 27 дебютировал в цирке в качестве ассистента. А всенародно любимым клоуном стал и вовсе в 31 год.
И Юрий Владимирович — далеко не единственное подтверждение того правила, что реализоваться можно и не в юном возрасте. И не стоит забивать себе голову самодеструктивными думами о том, что блогеры из TikTok в 20 уже имеют всё — а ты в 29 едешь на метро на нелюбимую работу.
Вопрос «успеха» сильно зависит от совпадения множества факторов — и у кого-то все условия сходятся раньше. Но не стоит тухнуть из-за того, что твоя звезда ещё не зажглась: может быть, она даже будет дольше гореть. Поэтому поговорим о деятелях культуры, к которым успех пришёл после 30 лет — и долгое ожидание в их случае полностью себя оправдало.
Виктор Сухоруков
Один из самых талантливых актёров в истории русского кино потратил годы даже не на успех в своём призвании — а просто на то, чтобы закрепиться в профессии. Казалось бы, это же гений! Как такого не заметить в стране, где хорошее кино было культом?
Но Виктор Иванович до 23 лет работал за станком: родители заставили позабыть о «безнравственной» карьере актёра и продолжить династию рабочих ткацкой фабрики в родном Орехово-Зуево.
Правда, аура театра не засорилась стружкою и пылью: подмосковный пролетарий рванул на экзамен в ГИТИС и поступил. Ну вот же, несмотря на поздний для первокурсника возраст, выдержал экзамен на «отлично» — гения заметили! Теперь всё пойдёт нужным путём!
Но тот курс был замурован судьбой на долгие испытания, ведь с Сухоруковым учился ещё один актёр, что «поздно» станет всенародно известным - Юрий Стоянов.
Собственно, после окончания Виктор Иванович попал в петербургский Театр комедии и даже сразу получал значимые роли — только тут будущего кумира подвёл характер. И он в 31 год лишился права выступать в любом артистическом заведении Ленинграда из-за злоупотребления спиртным.
Всё дошло до такой степени, что талантливый комедийный актёр быстро докатился до такого способа заработка, как сдача стеклотары. А когда его вернули в Театр комедии, пришла другая напасть — начало девяностых и кризис драматургических заведений как популярного места препровождения.
Хотя фильмы оставались востребованными — но не Сухоруков в них. До 46 лет он играл в далеко не самых кассовых фильмах. Единственным исключением стала «Операция «С Новым Годом!»», — только Виктор Иванович получил в этой картине из популярной серии «Особенностей…» лишь эпизодическую роль.
И только в 1997-м году всё сошлось: известный лишь театралам Петербурга актёр Сухоруков выстрелил с «Братом» Балабанова. Боевик, снятый на гроши, уральский андеграундный режиссёр, делающий кино не для каждого, и уже зрелого возраста никем не признанный бритоголовый гений — каковы шансы, что такое выстрелит? Как оказалось, стопроцентные.
(Далее читайте о Шекспире и Сервантесе)
Благодарим за прочтение! А что вы думаете по поводу «возраста успеха»? Действительно ли в молодости выше шансы добиться признания или построить хорошую карьеру?
Автор: Будников Константин, учёный-литературовед, независимый автор медиагруппы Хакнем