На 300-летие дома Романовых, Анастасии Романовой, дочери последнего российского императора Николая II, её бабушка дарит кулон и музыкальную шкатулку. Празднество расстраивает злой колдун и повелитель тёмных сил Григорий Распутин. Он же и насылает неисчислимые бедствия на царскую семью и всю Россию. Анастасия, вместе с бабушкой, после помощи мальчика с царской кухни в побеге, попадаются Распутину, но он падает под лёд в реку и погибает. Едва добравшись до переполненного вокзала, в момент посадки на движущийся поезд Анастасия поскальзывается, отпускает бабушкину руку, падает, ударяется головой и теряет память.
Проходит 10 лет. Все эти годы Анастасия росла в детском доме, ничего не помня о себе и о трагической истории своего детства. Себя она называет Аней. Анастасия выросла, и перед ней стоит выбор: пойти работать на фабрику или отправиться в Санкт-Петербург, чтобы, возможно, отыскать свою семью и раскрыв тайну своего прошлого, обрести будущее. По воле судьбы, нашедшая её собака, которого она прозвала Пушком, ведёт её в Петербург.
Уже находясь в Париже, Мария Фёдоровна объявляет большую награду тому, кто найдёт и вернёт её внучку. Петербургские аферисты, Дмитрий и Владимир, решают пойти на хитрость: найти похожую девушку, обучить её и выдать за Анастасию. Но все их попытки завершились провалом, и они уже смирились, пока в заброшенный дворец, в котором они жили, не пришла сама Анастасия. Они отправляются в Париж.
В это время, дух Распутина, застрявшего в чистилище, вновь пробуждается, дабы закончить свой план мести. Он использует свою тёмную магию, чтобы уничтожить Анастасию и её компаньонов: Спровоцировать аварию на железнодорожных путях, заставить Анастасию прыгнуть в море с корабля и тому подобное, но его попытки заканчиваются неудачей. Тогда он решает сам с ней разобраться и направляется в Париж.
В 1994 году кинокомпания «Двадцатый век Фокс» предложила известным режиссёрам-мультипликаторам Дону Блуту и Гэри Голдману («Американский хвост», «Земля до начала времён», «Все псы попадают в рай») контракт на создание полнометражных анимационных фильмов. Изначально студия хотела получить мультфильм по мотивам любой из множества картин, правами на которые она владела. Блут и Голдман подумывали адаптировать мюзиклы «Король и я» и «Моя прекрасная леди», хоть и понимали, что превзойти оригиналы будет невозможно.
После нескольких обсуждений сюжета для мультфильма, идею снять новую версию "Анастасии" (1956) Анатоля Литвака предложил президент Fox Filmed Entertainment Билл Механик. Но в ходе разработки проекта от первоначального варианта сценария фильма Литвака остались только элементы истории в духе «Пигмалиона», когда русский авантюрист Дмитрий пытается «вылепить» из сироты-дикарки Ани настоящую принцессу.
Изучив большое количество литературы, посвящённой русской истории заданного периода, Блут и Голдман пришли к выводу, что события свержения династии Романовых слишком мрачноваты для детского мультфильма и решили сконцентрироваться на мифической истории чудесного спасения младшей княжны. Но после решения одной проблемы перед режиссёрами тут же встала другая, связанная с главным антагонистом. Желая остаться в стороне от всякой политики, режиссёры назначили ведущим злодеем монаха Распутина, в трактовке Блута ставшего злобным и завистливым колдуном, мечтающим расправиться с некогда оскорбившей его императорской семьёй.
Таким образом, Блут сделал упор на сказочный сюжет, лишь в начале показав революцию, якобы спровоцированную интриганом Распутиным, продавшим ради этого душу тёмным силам.
В лучших традициях анимационных хитов тех лет, для озвучки Анастасии была приглашена невероятно популярная в 90-е американская киноактриса Мэг Райан («Когда Гарри встретил Салли», «Неспящие в Сиэтле»), которая поначалу скептически отнеслась к роли из-за «мрачных исторических событий в сюжете». И чтобы убедить «королеву ромкомов», анимационная команда «Анастасии» превратила аудиоклип с участием героини Райан Энни Рид из «Неспящих в Сиэтле» в анимационный ролик, который был показан актрисе после приглашения в студию.
В итоге небольшой фрагмент так приглянулся Райан, что она согласилась «подарить» свой голос героине. Надо сказать, студия не прогадала, отдав ведущую партию голливудской звезде, тем самым задолго до премьеры мультфильма расположив к «Анастасии» многочисленных поклонников актрисы. К озвучке Дмитрия был привлечён американский актёр Джон Кьюсак, роль вдовствующей императрицы досталась оскароносице Анджеле Лэнсбери, Распутина озвучил неподражаемый Кристофер Ллойд,а роль забавной летучей мыши Бартока исполнил американский комик Хэнк Азария.
Интересно, что в проработке образов отчётливо видна полемика режиссёров с «Диснеем». Так, бойкая, смелая и острая на язык Анастасия вобрала в себя черты поздних диснеевских героинь, таких как Белль и Жасмин.
Молодой авантюрист Дмитрий отчасти смахивает на «русского Аладдина», только вместо спасительной лампы у героя в наличии музыкальная шкатулка пропавшей княжны.
А песня Распутина «Во мраке ночи» (In the Dark of the Night), которую он поёт, пребывая в странном для православного месте под названием чистилище, по интонации и исполнению перекликается с песней Шрама из «Короля льва» «Будьте готовы» (Be Prepared), поющего её в пещере перед гиенами.
Ну а весёлая и находчивая летучая мышь Барток явно несёт в себе черты типичного диснеевского болтливого персонажа-помощника (ту же функцию выполняют краб Себастьян в «Русалочке», попугай Яго в «Аладдине», Тимон и Пумба в «Короле льве» и вся мебель в "Красавице и чудовище"). И всё это, учитывая то, что Блут и Голдман ушли из студии Диснея задолго до создания этих мультипликационных шедевров.
Объяснить подобное подражание можно просто. Несмотря на кризис диснеевской анимации середины 90-х, связанный с уходом Золотого века компании, а, следовательно, и абсолютных хитов, продукция студии всё ещё была образцовой для мировой мультиндустрии. Студия «Двадцатый век Фокс» явно рассчитывала на определённый успех собственного детища среди зрительской аудитории, и в таких условиях эксперименты с анимацией не предусматривались. Блут и Голдман, не понаслышке знавшие диснеевский канон и много лет следившие за деятельностью студии, создавали «Анастасию» с явной ориентировкой на уже известные (и, следовательно, окупившиеся в прокате) анимационные хиты.
Единственной «вольностью» при работе над мультфильмом можно считать использование техники ротоскопирования вместо традиционной рисованной анимации. Метод ротоскопии позволял создавать мультипликационный отрезок фильма путём последовательной обрисовки отдельных кадров отснятой киноплёнки с реальными актёрами и декорациями. Эта техника уже была успешно применена Блутом в конце 80-х при работе над «Американским хвостом» и «Все псы попадают в рай».
В «Анастасии» с помощью ротоскопии мультипликаторам удалось достаточно ярко воссоздать атмосферу как послереволюционной России, так и модного романтичного Парижа 20-х годов. Особенно это касается танцев – русские народные пляски здесь соседствуют с зажигательным чарльстоном и русскими балетными сезонами в Парижской опере.
В итоге расчёты создателей оказались в целом верными. "Анастасия"стала кассовым хитом, собрав почти 140 миллионов долларов, что, конечно, не дотягивало до сборов мультфильмов Disney, но для детища Блута и Голдмана было весьма неплохим результатом.
Также «Анастасия» может похвастаться по-настоящему хитовым саундтреком, написанным специально для мультфильма американским композитором Дэвидом Ньюманом. Невероятно лиричная песня «Однажды в декабре» (Once Upon a December), которая составляет тему музыкальной шкатулки, подаренной Анастасии её бабушкой, и которую героиня поёт, оказавшись в родовом гнезде своей семьи, Зимнем дворце, вобрала в себя черты русского романса и вальса. Как и «Путешествие в прошлое» (Journey to the Past), «Однажды в декабре» номинировалась на «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую песню к фильму. А песня «В самом начале» (At the Beginning) в исполнении американского поп-музыканта Ричарда Маркса и британской певицы Донны Льюис после выхода фильма долгое время занимала первые строчки американского музыкального хит-парада.
Хотя создатели старались как можно бережнее воссоздать русский дух и нравы, «Анастасия» не избежала типичных для американских картин такого рода проблем. Особенно досталось нашим сокращённым именам. Анастасия стала Аней, а не Настей, Владимир, друг Дмитрия, стал именоваться Владом, а не Володей.
Не обошлись без исторических ляпов. Так, костюмированный бал Романовых, с которого начинается мультфильм, был не в 1916 году (по сюжету), а в 1903, а трёхсотлетие рода Романовых (к которому в мультфильме приурочен бал) отмечалось в 1913 году, а не в 1916. Бабушка Анастасии, великая императрица Мария Фёдоровна, эмигрировала не в Париж, куда едут герои фильма для встречи с ней, а в Копенгаген, поскольку была датчанкой по происхождению.
Григорий Распутин изображен в фильме как предатель семьи, в реальности эта спорная личность была другом и советником царя. Он был известен как целитель, который помог Николаю II и его жене Александре в лечении сына от гемофилии.
В народе Распутин не пользовался популярностью, потому что много пил и вел беспорядочную жизнь. Возможно, обладал некими экстрасенсорными способностями, потому как предрек гибель царской семьи: "Покуда я жив, будет жить и династия".
А в 1916 году предсказал собственную смерть от рук члена семьи Романовых. Это оказалось правдой: Распутин был убит в 1916 году Феликсом Юсуповым, мужем племянницы царя. В то время народ считал, что этим спасает страну: якобы Григорий плохо влиял на правителя.
К сожалению, Анастасия никогда не претендовала на престол. Только молодой Алексей имел право на это. Согласно действовавшим на тот момент в Российской империи законам, введенным еще Павлом I, женщины могли наследовать престол только в случае пресечения всех мужских линий рода.
Наследника Александре Федоровне удалось родить лишь с пятой попытки. Алексей страдал от гемофилии, и было маловероятно, что он проживет достаточно долго для того, чтобы править. После отказа от престола в 1917 году наследником должен был стать великий князь Михаил Александрович, но он не успел принести присягу — через год после революции его заключили в тюрьму и убили.
Вдовствующая императрица Мария изначально даже не знала, что ее семья убита. В своем дневнике она писала: "Я уверена, что они покинули Россию, а большевики пытаются скрыть правду".
Мария имела основания полагать, что правительство подтвердит только смерть Николая II. И хоть она всегда надеялась на то, что ее семья выжила, в отличие от фильма она никогда не назначала награду за то, чтобы их нашли. И никогда публично не рассказывала о трагедии, не встречала двойников Анастасии. Мария умерла в возрасте 80 лет, через десять лет после смерти Анастасии. Судя по всему, она не верила в то, что ее семья убита.
В фильме Распутин настолько поглощен своей ненавистью к Романовым, что продает душу, чтобы убедиться в том, что они не проживут больше и дня. Он накладывает на них проклятье: во время восстания убивают всех членов семьи. На самом деле Романовы были убиты большевистскими войсками в 1918 году.
Расстрел Романовых положил конец всей их политической линии, но создал тайну, основное внимание которой и уделил фильм. Тела убитых той ночью — царя, Александры, пятерых детей и четырех слуг — были захоронены в двух могилах без опознавательных знаков, а местонахождение держалось в тайне.
Многие могут подумать,что весь фильм - сплошная выдумка. Но хочу порадовать Вас интересными фактами.
В реальной жизни Ольга действительно говорила, что рисунок Анастасии был похож на свинью на осле. Об этом заявила Анастасия в письме к отцу, и изображение, использованное в фильме, является репродукцией оригинальной картины.
Портрет в бальном зале всей семьи включает в себя спаниеля. Спаниель существовал. Спаниель по имени Джой принадлежал брату Анастасии Алексею и был найден живым в доме, где была убита семья. Собака Анастасии, Джимми, не выжила.
Музыкальная шкатулка существовала и в реальности, но Мария Фёдоровна подарила её Анастасии на её тринадцатилетие. Также вместо танцующих фигурок Николая и Александры у реальной шкатулки была просто серебряная балерина.
Характер Владимира основан на графе Владимире Фредериксе, главном дворе царя Николая. Он был очень близок с царем Николаем и его детьми и оставался в России в течение многих лет после революции, одетый в придворную форму в знак протеста.
Мост в Париже, на котором разворачивается финальная битва, это мост Александра III — дедушки реальной Анастасии. Мост был заложен в ознаменование Франко-русского союза императором Николаем II в октябре 1896 года и возведён за четыре года. Назван в честь его отца — императора Александра III. Открылся накануне Всемирной выставки 1900 года.
Во всех сценах показан не Зимний дворец, а Екатерининский дворец в Царском Селе, его внешние постройки и интерьеры — Золотые ворота, циркумференции, светлая галерея, в которой происходил бал — в ней, в частности, доподлинно изображён даже рисунок паркета.
Во время песни «Слух в Санкт-Петербурге» в одном кадре на заднем плане можно увидеть магазин с названием «Павел Буре».
Рисунок, который в начале маленькая Анастасия показывает бабушке, — тоже реальный, но Анастасия нарисовала его в 1914 году и подарила не бабушке, а отцу.
Кажется, пора пересмотреть мультфильм"Анастасия".
#анастасия #мультфильм #романовы #история #оксанашанель