Найти в Дзене

Мультфильм "Анастасия". Правда или вымысел?

На 300-летие дома Романовых, Анастасии Романовой, дочери последнего российского императора Николая II, её бабушка дарит кулон и музыкальную шкатулку. Празднество расстраивает злой колдун и повелитель тёмных сил Григорий Распутин. Он же и насылает неисчислимые бедствия на царскую семью и всю Россию. Анастасия, вместе с бабушкой, после помощи мальчика с царской кухни в побеге, попадаются Распутину, но он падает под лёд в реку и погибает. Едва добравшись до переполненного вокзала, в момент посадки на движущийся поезд Анастасия поскальзывается, отпускает бабушкину руку, падает, ударяется головой и теряет память. Проходит 10 лет. Все эти годы Анастасия росла в детском доме, ничего не помня о себе и о трагической истории своего детства. Себя она называет Аней. Анастасия выросла, и перед ней стоит выбор: пойти работать на фабрику или отправиться в Санкт-Петербург, чтобы, возможно, отыскать свою семью и раскрыв тайну своего прошлого, обрести будущее. По воле судьбы, нашедшая её собака, которо

На 300-летие дома Романовых, Анастасии Романовой, дочери последнего российского императора Николая II, её бабушка дарит кулон и музыкальную шкатулку. Празднество расстраивает злой колдун и повелитель тёмных сил Григорий Распутин. Он же и насылает неисчислимые бедствия на царскую семью и всю Россию. Анастасия, вместе с бабушкой, после помощи мальчика с царской кухни в побеге, попадаются Распутину, но он падает под лёд в реку и погибает. Едва добравшись до переполненного вокзала, в момент посадки на движущийся поезд Анастасия поскальзывается, отпускает бабушкину руку, падает, ударяется головой и теряет память.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Проходит 10 лет. Все эти годы Анастасия росла в детском доме, ничего не помня о себе и о трагической истории своего детства. Себя она называет Аней. Анастасия выросла, и перед ней стоит выбор: пойти работать на фабрику или отправиться в Санкт-Петербург, чтобы, возможно, отыскать свою семью и раскрыв тайну своего прошлого, обрести будущее. По воле судьбы, нашедшая её собака, которого она прозвала Пушком, ведёт её в Петербург.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Уже находясь в Париже, Мария Фёдоровна объявляет большую награду тому, кто найдёт и вернёт её внучку. Петербургские аферисты, Дмитрий и Владимир, решают пойти на хитрость: найти похожую девушку, обучить её и выдать за Анастасию. Но все их попытки завершились провалом, и они уже смирились, пока в заброшенный дворец, в котором они жили, не пришла сама Анастасия. Они отправляются в Париж.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В это время, дух Распутина, застрявшего в чистилище, вновь пробуждается, дабы закончить свой план мести. Он использует свою тёмную магию, чтобы уничтожить Анастасию и её компаньонов: Спровоцировать аварию на железнодорожных путях, заставить Анастасию прыгнуть в море с корабля и тому подобное, но его попытки заканчиваются неудачей. Тогда он решает сам с ней разобраться и направляется в Париж.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1994 году кинокомпания «Двадцатый век Фокс» предложила известным режиссёрам-мультипликаторам Дону Блуту и Гэри Голдману («Американский хвост», «Земля до начала времён», «Все псы попадают в рай») контракт на создание полнометражных анимационных фильмов. Изначально студия хотела получить мультфильм по мотивам любой из множества картин, правами на которые она владела. Блут и Голдман подумывали адаптировать мюзиклы «Король и я» и «Моя прекрасная леди», хоть и понимали, что превзойти оригиналы будет невозможно.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После нескольких обсуждений сюжета для мультфильма, идею снять новую версию "Анастасии" (1956) Анатоля Литвака предложил президент Fox Filmed Entertainment Билл Механик. Но в ходе разработки проекта от первоначального варианта сценария фильма Литвака остались только элементы истории в духе «Пигмалиона», когда русский авантюрист Дмитрий пытается «вылепить» из сироты-дикарки Ани настоящую принцессу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Изучив большое количество литературы, посвящённой русской истории заданного периода, Блут и Голдман пришли к выводу, что события свержения династии Романовых слишком мрачноваты для детского мультфильма и решили сконцентрироваться на мифической истории чудесного спасения младшей княжны. Но после решения одной проблемы перед режиссёрами тут же встала другая, связанная с главным антагонистом. Желая остаться в стороне от всякой политики, режиссёры назначили ведущим злодеем монаха Распутина, в трактовке Блута ставшего злобным и завистливым колдуном, мечтающим расправиться с некогда оскорбившей его императорской семьёй.

Таким образом, Блут сделал упор на сказочный сюжет, лишь в начале показав революцию, якобы спровоцированную интриганом Распутиным, продавшим ради этого душу тёмным силам.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В лучших традициях анимационных хитов тех лет, для озвучки Анастасии была приглашена невероятно популярная в 90-е американская киноактриса Мэг Райан («Когда Гарри встретил Салли», «Неспящие в Сиэтле»), которая поначалу скептически отнеслась к роли из-за «мрачных исторических событий в сюжете». И чтобы убедить «королеву ромкомов», анимационная команда «Анастасии» превратила аудиоклип с участием героини Райан Энни Рид из «Неспящих в Сиэтле» в анимационный ролик, который был показан актрисе после приглашения в студию.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В итоге небольшой фрагмент так приглянулся Райан, что она согласилась «подарить» свой голос героине. Надо сказать, студия не прогадала, отдав ведущую партию голливудской звезде, тем самым задолго до премьеры мультфильма расположив к «Анастасии» многочисленных поклонников актрисы. К озвучке Дмитрия был привлечён американский актёр Джон Кьюсак, роль вдовствующей императрицы досталась оскароносице Анджеле Лэнсбери, Распутина озвучил неподражаемый Кристофер Ллойд,а роль забавной летучей мыши Бартока исполнил американский комик Хэнк Азария.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Интересно, что в проработке образов отчётливо видна полемика режиссёров с «Диснеем». Так, бойкая, смелая и острая на язык Анастасия вобрала в себя черты поздних диснеевских героинь, таких как Белль и Жасмин.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Молодой авантюрист Дмитрий отчасти смахивает на «русского Аладдина», только вместо спасительной лампы у героя в наличии музыкальная шкатулка пропавшей княжны.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А песня Распутина «Во мраке ночи» (In the Dark of the Night), которую он поёт, пребывая в странном для православного месте под названием чистилище, по интонации и исполнению перекликается с песней Шрама из «Короля льва» «Будьте готовы» (Be Prepared), поющего её в пещере перед гиенами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ну а весёлая и находчивая летучая мышь Барток явно несёт в себе черты типичного диснеевского болтливого персонажа-помощника (ту же функцию выполняют краб Себастьян в «Русалочке», попугай Яго в «Аладдине», Тимон и Пумба в «Короле льве» и вся мебель в "Красавице и чудовище"). И всё это, учитывая то, что Блут и Голдман ушли из студии Диснея задолго до создания этих мультипликационных шедевров.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Объяснить подобное подражание можно просто. Несмотря на кризис диснеевской анимации середины 90-х, связанный с уходом Золотого века компании, а, следовательно, и абсолютных хитов, продукция студии всё ещё была образцовой для мировой мультиндустрии. Студия «Двадцатый век Фокс» явно рассчитывала на определённый успех собственного детища среди зрительской аудитории, и в таких условиях эксперименты с анимацией не предусматривались. Блут и Голдман, не понаслышке знавшие диснеевский канон и много лет следившие за деятельностью студии, создавали «Анастасию» с явной ориентировкой на уже известные (и, следовательно, окупившиеся в прокате) анимационные хиты.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Единственной «вольностью» при работе над мультфильмом можно считать использование техники ротоскопирования вместо традиционной рисованной анимации. Метод ротоскопии позволял создавать мультипликационный отрезок фильма путём последовательной обрисовки отдельных кадров отснятой киноплёнки с реальными актёрами и декорациями. Эта техника уже была успешно применена Блутом в конце 80-х при работе над «Американским хвостом» и «Все псы попадают в рай».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В «Анастасии» с помощью ротоскопии мультипликаторам удалось достаточно ярко воссоздать атмосферу как послереволюционной России, так и модного романтичного Парижа 20-х годов. Особенно это касается танцев – русские народные пляски здесь соседствуют с зажигательным чарльстоном и русскими балетными сезонами в Парижской опере.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В итоге расчёты создателей оказались в целом верными. "Анастасия"стала кассовым хитом, собрав почти 140 миллионов долларов, что, конечно, не дотягивало до сборов мультфильмов Disney, но для детища Блута и Голдмана было весьма неплохим результатом.

Также «Анастасия» может похвастаться по-настоящему хитовым саундтреком, написанным специально для мультфильма американским композитором Дэвидом Ньюманом. Невероятно лиричная песня «Однажды в декабре» (Once Upon a December), которая составляет тему музыкальной шкатулки, подаренной Анастасии её бабушкой, и которую героиня поёт, оказавшись в родовом гнезде своей семьи, Зимнем дворце, вобрала в себя черты русского романса и вальса. Как и «Путешествие в прошлое» (Journey to the Past), «Однажды в декабре» номинировалась на «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую песню к фильму. А песня «В самом начале» (At the Beginning) в исполнении американского поп-музыканта Ричарда Маркса и британской певицы Донны Льюис после выхода фильма долгое время занимала первые строчки американского музыкального хит-парада.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Хотя создатели старались как можно бережнее воссоздать русский дух и нравы, «Анастасия» не избежала типичных для американских картин такого рода проблем. Особенно досталось нашим сокращённым именам. Анастасия стала Аней, а не Настей, Владимир, друг Дмитрия, стал именоваться Владом, а не Володей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Не обошлись без исторических ляпов. Так, костюмированный бал Романовых, с которого начинается мультфильм, был не в 1916 году (по сюжету), а в 1903, а трёхсотлетие рода Романовых (к которому в мультфильме приурочен бал) отмечалось в 1913 году, а не в 1916. Бабушка Анастасии, великая императрица Мария Фёдоровна, эмигрировала не в Париж, куда едут герои фильма для встречи с ней, а в Копенгаген, поскольку была датчанкой по происхождению.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Григорий Распутин изображен в фильме как предатель семьи, в реальности эта спорная личность была другом и советником царя. Он был известен как целитель, который помог Николаю II и его жене Александре в лечении сына от гемофилии.

В народе Распутин не пользовался популярностью, потому что много пил и вел беспорядочную жизнь. Возможно, обладал некими экстрасенсорными способностями, потому как предрек гибель царской семьи: "Покуда я жив, будет жить и династия".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А в 1916 году предсказал собственную смерть от рук члена семьи Романовых. Это оказалось правдой: Распутин был убит в 1916 году Феликсом Юсуповым, мужем племянницы царя. В то время народ считал, что этим спасает страну: якобы Григорий плохо влиял на правителя.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

К сожалению, Анастасия никогда не претендовала на престол. Только молодой Алексей имел право на это. Согласно действовавшим на тот момент в Российской империи законам, введенным еще Павлом I, женщины могли наследовать престол только в случае пресечения всех мужских линий рода.

Наследника Александре Федоровне удалось родить лишь с пятой попытки. Алексей страдал от гемофилии, и было маловероятно, что он проживет достаточно долго для того, чтобы править. После отказа от престола в 1917 году наследником должен был стать великий князь Михаил Александрович, но он не успел принести присягу — через год после революции его заключили в тюрьму и убили.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вдовствующая императрица Мария изначально даже не знала, что ее семья убита. В своем дневнике она писала: "Я уверена, что они покинули Россию, а большевики пытаются скрыть правду".

Мария имела основания полагать, что правительство подтвердит только смерть Николая II. И хоть она всегда надеялась на то, что ее семья выжила, в отличие от фильма она никогда не назначала награду за то, чтобы их нашли. И никогда публично не рассказывала о трагедии, не встречала двойников Анастасии. Мария умерла в возрасте 80 лет, через десять лет после смерти Анастасии. Судя по всему, она не верила в то, что ее семья убита.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В фильме Распутин настолько поглощен своей ненавистью к Романовым, что продает душу, чтобы убедиться в том, что они не проживут больше и дня. Он накладывает на них проклятье: во время восстания убивают всех членов семьи. На самом деле Романовы были убиты большевистскими войсками в 1918 году.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Расстрел Романовых положил конец всей их политической линии, но создал тайну, основное внимание которой и уделил фильм. Тела убитых той ночью — царя, Александры, пятерых детей и четырех слуг — были захоронены в двух могилах без опознавательных знаков, а местонахождение держалось в тайне.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Многие могут подумать,что весь фильм - сплошная выдумка. Но хочу порадовать Вас интересными фактами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В реальной жизни Ольга действительно говорила, что рисунок Анастасии был похож на свинью на осле. Об этом заявила Анастасия в письме к отцу, и изображение, использованное в фильме, является репродукцией оригинальной картины.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Портрет в бальном зале всей семьи включает в себя спаниеля. Спаниель существовал. Спаниель по имени Джой принадлежал брату Анастасии Алексею и был найден живым в доме, где была убита семья. Собака Анастасии, Джимми, не выжила.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Музыкальная шкатулка существовала и в реальности, но Мария Фёдоровна подарила её Анастасии на её тринадцатилетие. Также вместо танцующих фигурок Николая и Александры у реальной шкатулки была просто серебряная балерина.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Характер Владимира основан на графе Владимире Фредериксе, главном дворе царя Николая. Он был очень близок с царем Николаем и его детьми и оставался в России в течение многих лет после революции, одетый в придворную форму в знак протеста.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Мост в Париже, на котором разворачивается финальная битва, это мост Александра III — дедушки реальной Анастасии. Мост был заложен в ознаменование Франко-русского союза императором Николаем II в октябре 1896 года и возведён за четыре года. Назван в честь его отца — императора Александра III. Открылся накануне Всемирной выставки 1900 года.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Во всех сценах показан не Зимний дворец, а Екатерининский дворец в Царском Селе, его внешние постройки и интерьеры — Золотые ворота, циркумференции, светлая галерея, в которой происходил бал — в ней, в частности, доподлинно изображён даже рисунок паркета.

Во время песни «Слух в Санкт-Петербурге» в одном кадре на заднем плане можно увидеть магазин с названием «Павел Буре».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Рисунок, который в начале маленькая Анастасия показывает бабушке, — тоже реальный, но Анастасия нарисовала его в 1914 году и подарила не бабушке, а отцу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кажется, пора пересмотреть мультфильм"Анастасия".

#анастасия #мультфильм #романовы #история #оксанашанель