Спустя десятилетие хождения по мукам, NASA, по всей видимости возвращается в высшую лигу. Билетом стала Артемида, сестра Аполлона в теле нового сверхтяжелого носиеля SLS...
Для целостности повествования выясним, как появился на свет SLS, сказать, что дорога в космос у этого носителя была сложной...ничего не сказать, в его истории было такое количество различных событий и перерождений, что и сосчитать сложно, поэтому, немного опустим факты и поговорим о том откуда появилась идея создания носителя.
Те читатели, которые хотябы раз интересовались SLS, наверняка слышали о том, что якобы новый носитель состоит целиком и полностью из компонентов шаттла, ничего нового там нет и вообще это жуткий распил денег..., чтож, давайте разбираться.
Идея о создании носителя на базе компонентов шаттла появилась...в процессе создания шаттлов..., уже тогда было понятно, что запускать шаттл для вывода на орбиту небольшого спутника - расточительство, а о межпланетных полетах экипажи шаттлов могли только мечтать, однако, дальше концептов и эскизов дело не уходило вплоть до двухтысячных, до старта программы "Созвездие", которая в свою очередь базировалась на технологиях...шаттла. Программа была крайне амбициозная, местами даже слишком, младший носитель совершив один едиснтвенный полет показал, что он потенциально опасен для астронавтов. Шли года, тратились миллионы долларов, но проект просто напросто "буксовал", разработки конечно были, но крайне разрозенные и назвать программу целостной...язык не поворачивается. К такому же мнению пришло и правительство США, назначив несколько проверок, было решено программу закрыть, т.к, без дополнительного, серьезного дофинансирвоания добиться каких-либо результатов было невозможно.
К счастью, просто выбрасывать на помойку многолетний труд инженеров никто не стал, и все наработки стали базой для новой программы - "Артемида". Первое время у новой программы даже не было конкретной цели, делать что-то нужно было, а вот что именно... Позднее появился проект лунной орбитальной станции, а затем и осторожные планы по возвращении на Луну. Так "Артемида" получила дорожную карту.
А причем тут SLS? А дело в том, что на плечи нового носителя ложится весь спектр задач в рамках программы, от вывода сегментов лунной станции, до полетов к Марсу, но не всё так просто. SLS предпологается модернизировать по ходу программы, первая самая "слабая" серия обеспечит лишь первые 3 запуска, для последующих потребуется еще более мощная версия носителя, способный вывести на низкую орбиту до 130 тонн полезной нагрузки. Конечно, называть первую серию носителей "Слабой" несколько некорректно, даже "базовая" версия носителя является одним из самых мощных носитей из когда-либо созданных.
А что там с технологиями шаттла? Если посмотреть на SLS неворуженным взглядом, мы увидим привычные нам компоненты от спейс шаттлов, ускорители, топливные баки, даже цвет, однако, в процессе разработки каждый компонент был серьезно переработан, зачастую от былых технолгий оставались лишь маркировки узлов и агрегатов... Такой подход к разработке вызвал в свое время много вопросов, "Переработать" шаттл оказалось местами даже сложнее чем разработать новый носитель с нуля. Во всяком случае, несмотря на все трудности носитель был построен,испытан и теперь он готов покорять космические просторы.
Какое будущее ждет SLS? Сейчас трудно сказать, возможно, SLS станет последним "одноразовым" классическим носителем или наоборот, положит начало новому семейству подобных ракет, в любом случае, время покажет. Мы можем лишь пожелать удачи экипажам и надеяться на успех будущих миссий.
Спасибо за внимание!