Сколько я болтаюсь в тусовке, столько же слышу противоречивые вещи насчет мастеринга. То он нужен, то не нужен, то можно его делать сразу в проекте, а иногда он вообще мешает и "плющит" звук. Ну и насчет того, где именно его можно делать (дома на коленке или только в проф. студии) тоже ходит немало споров.
Чтобы все это понять — нужно многое узнать. Например, подойти к отцу и спросить его, а что такое мастеринг на самом деле? А вот и место, чтобы ввернуть мое любимое определение: "Запись — это чистая кожа, сведение — уход за ней, а мастеринг — макияж".
Конечно же по науке нужно делать мастеринг не просто в подготовленном помещении. Студия должна быть изолирована от внешних источников звука настолько, что даже блок компьютера лучше вывести отдельно, чтобы вентилятор не шумел. Ну и коммутация так же фонить не должна, так что требования к действительно крутой студии мастеринга высочайшие.
А теперь спустимся с небес на землю. Мастеринг — это клей, который сделает уже готовый микс громче, ярче, "панчевей" и "грувовей". А значит — делать его стоит даже с минимумом аппаратуры. Но в этот минимум входят 2-3 источника звука разной степени качества. Основные рабочие моники, моники для шит контроля и что-то Mid-Range'вое (Auratone и аналоги). Но даже если есть только динамики телефона и ноутбука (или в лучшем случае — бытовое стерео), то юзайте их нещадно. Свой микс нужно проверять на максимальном количестве спикеров, чтобы убедиться, что даже на самом убитом китайском дерьме он (микс) будет звучать достойно.
В чате канала я уже писал, что использую следующую цепь эффектов на мастер канале: понижающий эквалайзер, мультибенд компрессор, повышающий эквалайзер, ленточный сатуратор, максимайзер и лимитер (именно в таком порядке). Из этого набора одновременно включены не все эффекты, а по необходимости (зависит от микса). Ну и в send мастер канала так же висит 1176-ой компрессор, который всегда включен.
Не буду писать много про настройки, потому что довольно индивидуальная штука. Отмечу только, что даже делая микс громче все равно стоит оставлять приличный хедрум в запасе. Проще говоря — старайся не делать микс громче -17 (-15) дБ. Современные алгоритмы потоковых сервисов сами за тебя все сделают. Зато так ты избежишь лишних искажений и сохранишь "воздух" в музыке. По этой же причине сатуратор нужен далеко не всегда, а если все-таки он в цепи, то уровень сатурации не должен превышать 20%. А на мультибенд компрессоре пусть по умолчанию стоит обработка нижней частоты от 0 до 80 гЦ. Если у тебя нет действительно крутых моников и сабвуфера, то лучше саб-бас подобрезать. Или, как в нашем случае, с умом контроллировать.
На лимитере стоит установить двухкратный oversampling и dithering, совпадающий с тем уровнем битности, в котором трек будет экспортироваться (обычно 16 или 24 bit).
Что такое дизеринг? Это подмешивание шума для уменьшения нелинейных искажений при Цифро-Аналоговом Преобразовании (единственный раз, когда я могу козырнуть своим инженерным дипломом). Dithering, кстати, иногда делает микс менее разборчивым, так что тут тоже нужно проверять каждый раз, а нужен ли он вообще.
Ну и конечно слушай, ведь мастеринг требует невероятной концентрации внимания, чтобы сгладить малейшие шероховатости микса и улучшить то, что уже и так работает хорошо. Так что крепись, музыкант, ты делаешь нужное дело✌️
P.S.
Еще существуют сервисы онлайн мастеринга, но я сам не пользовался, так что сказать ничего не могу. Если кто-то из вас имел опыт — делитесь в комментариях.
P.P.S.
А вот референсами чужих миксов, как советуют на просторах, я пользоваться не советую. Такой аппаратуры, на которой делали трек, у вас точно нет, так что сделать так же не выйдет. Зато легко можно намудрить в частотном балансе и получить кристальный верх, зато ухающую бочку и скомканную середину. Просто тренируйте вкус и делайте свой звук максимально крутым уже исходя из него.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
Telegram канал "Записки Аранжировщика"
Подкаст «Слышь!»