Ничто не может оправдать действия тех, кто разрушает чужую семью, но за каждой одинокой любовницей кроется своя трагедия в жизни.
Парадокс Раисы Захаровны заключается в том, что это собирательный образ женщины, который был, есть и будет встречаться на протяжении всего человечества.
Несчастье героини фильма началось еще в детстве, когда папа-кавалерист хотел мальчика. Про маму в фильме ничего не сказано. Отец, который по канонам службы редко бывал дома, проявлял мало любви к своей дочери, но это не повлияло на ее чувства к нему.
Отец – значимая фигура для любой девочки. Именно он вселяет в нее чувство собственного достоинства, формирует здоровую самооценку и становится идеалом образа будущего мужа, конечно при хорошем раскладе жизненного сценария.
Несмотря на то, что портрет отца стоит на почетном месте в квартире героини, он навряд в полном объеме смог выполнить перед дочерью свой отцовский долг. А она, тешась редкими воспоминаниями общения с ним, так и не смогла найти мужчину, хоть на каплю похожего на него. Отсюда и полное одиночество…
Какие мужчины были в ее жизни – неизвестно. Карты на этот счет раскрывает интерьер квартиры. Она дорого обставлена, в ней есть современный кухонных гарнитур, дорогая плитка, особого рода картины – в общем все то, что нельзя купить на зарплату кадровика. Вывод очевиден – Раиса Захаровна заводила романы с мужчинами высокого социального статуса, которые всяческим путем дарили ей разнообразные подарки. Кстати, не исключено, что роль любовницы для нее стала привычной.
Оформив путевку на курорт, она, естественно, намеревалась встретить там очередного мужчину. Примечателен первый кадр появления героини в фильме. В нем она – единственная женщина плавает в окружении пяти мужчин. И даже если бы к ней не подплыл Кузякин, цели своей бы она своей достигла. Василий далек от идеала, но лучше синица в рукаве, чем гулять по курорту одной.
В актуальное для нас время Раиса Захаровна была бы на передовой всех модных тенденций, начиная с моды, литературных трендов, веганства, феминизма и заканчивая чайлдфри. Но тогда, в 80-хх, Василий, разинув рот слушал ее истории об экстрасенсах, гуманоидах и телекинезе. На вопрос о личной жизни она с гордостью парировала, что «брак – это добровольное рабство». Налицо жизненная позиция современного молодого поколения, которое не видит в семейных узах никакого смысла, а потом, страдая от одиночества и отсутствия детей, прикрывается стилями новомодной личностной свободы.
Для понимания таких людей, очень важна сцена на берегу моря, когда герои, повеселившись в баре, пришли на пляж. Василий стал рассказывать про голубей, а Раиса с криком души говорит: «Почему эти птахи способны к такой нежности, а у людей все иначе…». Вот он ключевой момент, когда алкоголь снял все защитные барьеры и наружу вырвалось истинное желание быть любимой, быть замужем и иметь детей…
После этого вечера, курортный роман превратился в бытовой. Тут важно вспомнить, что маленькую Раю не научили любить, поэтому в очередной раз построения отношений, она опять думала только о себе. Ей еще повезло, что Василий был мягким человеком и подчинялся ее прихотям: постирай, погладь, приготовь, убери…. Этой женщине было абсолютно плевать, что мужику нужно мясо, хлеб, супы, котлеты. Я это ем – значит и ты будешь. Но любовь – это два сердца, желающие быть одним целым. Она не терпит эгоизма. Эгоцентризм героини достиг таких масштабов, что она искренне не понимала за что Надюха выдрала ей все космы.
Стоит ли ее осуждать героиню за все это? Сложный вопрос… С одной стороны Раиса не виновата в том, что не умеет любить, а с другой – вместо экстрасенсорики изучала бы более глубокую литературу, направленную на обогащение внутреннего мира, и все-таки постаралась бы посмотреть вглубь себя.