Найти тему
Словодел

Разворот по-белорусски: Россия и Китай перехватывают у ЕС сельскохозяйственные поставки из Беларуси

Спецоперация на территории Украины изменила не только взаимоотношения России и Запада. Республика Беларусь также оказалась перед необходимостью менять устоявшиеся схемы работы. Заместитель председателя Витебского областного исполнительного комитета Борис Ефимов в эксклюзивном комментарии для «Слово и Дело» рассказал, как изменилась структура поставок белорусской сельскохозяйственной продукции после начала СВО.

С 31 августа по 4 сентября в петербургском конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» проходит 31-я международная агропромышленная выставка «Агрорусь». Большую часть экспозиции занимают, разумеется, отечественные предприятия. Но и белорусские аграрии привезли в Петербург множество новинок, которые еще не нашли дорогу в российские магазины.

В последние годы Республика Беларусь в плане экспорта аграрной продукции занимала прагматичную позицию. Треть шла в Россию, еще треть в Китай и оставшаяся треть — в Евросоюз. Однако в феврале 2022 схему пришлось менять. То, что раньше с удовольствием покупали европейцы, теперь идет на восток — в Россию, Китай и Среднюю Азию. О том, чего лишилась Европа, в кулуарах ярмарки «Агрорусь» рассказал корреспонденту «Слово и Дело» Борис Ефимов.

       slovodel.com
slovodel.com
«В Евросоюз в первую очередь поступала продукция близлежащих Брестской и Гродненской областей. В основном это был «быстропорт». То, что касалось наших предприятий (Витебская область, прим. ред.), это в основном сыр, сухое цельное, сухое обезжиренное молоко и сыворотка. Она там применялась даже в батончиках Mars. Если посмотреть состав, там сухое молоко Лепельского молочно-консервного комбината. Или в капсулах кофейных. Но, с учетом введения санкций, как демонстрации недружественной политики, мы сказали друг другу до свидания».

Как отметил Борис Ефимов, проблем с реализацией молочной или мясной продукции у республики нет. Многое идет в Россию и Китай, есть покупатели в Средней Азии и далее вплоть до Сингапура. Поначалу были сложности с логистикой, но их удалось оперативно преодолеть, пусть и за счет небольшого роста расходов на транспортировку. При этом роль России в качестве транзитного государства для белорусских фермеров значительно выросла. Причем не только в сухопутных, но и в морских перевозках.

«До февраля была Одесса. Сейчас на уровне глав государств Владимира Путина и Александра Лукашенко решено строительство белорусского порта здесь, в Ленинградской области. И, соответственно, переориентированы грузовые потоки. На Китай поезда как ходили, так и ходят. А то, что касается морского транспорта — сейчас работаем с вашими портами. Допустим, Витебская бройлерная птицефабрика раньше грузилась в черноморских портах, сейчас грузимся у вас. И все нормально», — рассказал Борис Ефимов.
       wikipedia.org/Константин Куликовский/CC BY 2.0
wikipedia.org/Константин Куликовский/CC BY 2.0

В заключение он напомнил об опыте кооперации, существовавшей в годы СССР, когда зерно из Краснодарского края шло в Витебскую область, там перерабатывалось в комбикорма. Ими кормился скот, который перерабатывался в мясную продукцию, уходившую в Ленинград и Москву. По мнению Бориса Ефимова, такие же цепочки нужно восстанавливать в рамках союзного государства, чтобы вместо инвестиций в создание зернопереработки или молочных предприятий загрузить работой уже имеющиеся мощности.

Ранее экономист Георгий Остапкович рассказал журналу «Слово и Дело», столкнется ли Россия с проблемой экспорта зерна, если урожай окажется больше прогнозируемого.