Найти тему
Волшебная музыка

Композиторы гармонического церковного пения 1 часть

Оглавление

Всем привет

С вами Волшебная музыка 🤗✨

Мы начинаем с вами знакомиться композиторов гармонического пения. Это будет цикл публикаций, т.к. композиторов очень много, а в одну публикацию все не влезет, слишком много информации ☺️

Итак, сегодня познакомимся с 4-мя композиторами:

  1. Азеев;
  2. Архангельский;
  3. Бахметьев;
  4. Ведель

Азеев Евстафий Степанович

Азеев Евстафий Степанович
Азеев Евстафий Степанович

Азеев Евстафий Степанович (1851-1918 гг.) - русский хоровой дирижер, композитор.

Родился в Киеве, с 10-летнего возраста поступил в Придворную певческую капеллу, стал регентом и преподавателем. Впоследствии был назначен хормейстером Мариинского театра, где участвовал в первых постановках различных опер («Псковитянка», «Майская ночь» и др.). Н. А. Римский-Корсаков высоко ценил его деятельность.

Азееву принадлежат духовные произведения, гармонизации церковных напевов, которые проникнуты глубоким пониманием русского церковного стиля, и в которых он стремился воспроизвести русское народное многоголосие. Им написана аранжировка и редакция разных авторов на литургии и всенощном бдении, литургии Преждеосвященных даров, отдельные песнопения Великого поста и Пасхи и множество концертов. Лучшими произведениями являются «Свете тихий», «Милость мира» и «О Тебе радуется» (на литургии Василия Великого, греческого распева), концерт «Хвалите Господа с небес» и другие.

Произведения Азеева отличаются преобладающим характером построения с значительным превосходством мелодического сопоставления и движения голосов над гармоническим и нередким употреблением прерванных каденций. Применение имитации мешает ясному пониманию смысла выпеваемого текста и значения отдельных его слов.

Архангельский Александр Андреевич

Архангельский Александр Андреевич
Архангельский Александр Андреевич

Архангельский Александр Андреевич (1846-1924 гг.) - русский хоровой дирижер, композитор, педагог, общественный деятель. Заслуженный артист Республики (1921 г.).

Первые музыкальные основы получил в Пензенском духовном училище, затем окончил Пензенскую духовную семинарию. В 1872 г. сдал экстерном экзамены в Придворной певческой капелле и получил диплом регента. С 1873 г. руководил Петербургским церковным хором, в том числе известным хором Шереметьева. В 1880 году организовал смешанный хор, с которым концертировал в Петербурге, России и за границей.

Александр Архангельский впервые в истории русского хорового певческого искусства ввел женские голоса, вместо детских голосов мальчиков (1884-1887 гг.). До этого времени все церковные и светские хоры состояли из мальчиков и мужчин. Хор отличался редким мастерством , большим и разнообразным репертуаром. Его исполнению были свойственны: техническое мастерство, мягкость в соединении со звучностью, тонкая музыкальность. Хор выступал и в светских концертах, исполняя народные песни (в обработке Архангельского), произведения русских и зарубежных авторов, а также произведения крупной формы с оркестром - «Высокая месса» Баха, «Торжественная месса» и «9-я симфония» Бетховена, «Реквием» Моцарта, Верди, «Колокола» Рахманинова и другие.

Архангельский был организатором благотворительного общества в Петербурге.

Хор Архангельского исполнял лучшие произведения Римского-Корсакова, Чайковского, Виктора Калинникова, Гречанинова, Ипполитова-Иванова, Чеснокова и других.

Архангельский известен не только как дирижёр созданного им хора, но и как церковный композитор. Он написал большое количество духовно-музыкальных произведений и сделал много переложений знаменного распева.

Произведения Архангельского отличаются необыкновенной легкостью, задушевностью и молитвенностью. Его «Милость мира», концерт «Господи, услыши» и ряд других произведений, частности «Всенощная», исполняются многими православными церковными хорами как у нас в России, так и за рубежом.

В советское время хор Архангельского был переименован в Государственный Академический хор; последнее его выступление под управлением А. А. Архангельского состоялось в декабре 1921 года. С 1922 года Архангельский работал в Праге, где и умер 16 ноября 1924 года. Похоронен в Ленинграде в Александро-Невской лавре.

Бахметьев Николай Иванович

Бахметьев Николай Иванович
Бахметьев Николай Иванович

Бахметьев Николай Иванович (1807-1891 гг.) - русский композитор, скрипач, музыкальный деятель.

Родился в 1807 в Саратовской губернии в семье помещика. Свои музыкальные дарования Бахметьев обнаружил весьма рано и в 12-летнем возрасте хорошо играл на скрипке, обучаясь теории музыки и игре на скрипке у крупных немецких музыкантов Бема, Швейнке и Шрейнура. Имел в своем имении собственный оркестр и хор из крепостных, ставил оперы и давал концерты.

В 1861 году был назначен директором певческой капеллы, вместо заболевшего Львова, и оставался на этой должности до 1883 года.

Как композитор Бахметьев известен составлением обихода церковного пения, который получил широкое распространение. Кроме того, он написал 29 причастных стихов, 17 разных песнопений из литургии и Великого поста и 10 концертов (7 двухорных и 3 четырехголосных).

Отличительной чертой его творчества является то, что он, как и Львов, более свободно относился к тексту песнопений, широко использовал диссонансы, увеличенные и энгармонические аккорды, а также эффекты внезапной модуляции, чем импонировал нестрогим ценителям церковного пения.

Умер Н. И. Бахметьев в 1891 году.

Ведель Артемий Лукьянович

Ведель Артемий Лукьянович
Ведель Артемий Лукьянович

Ведель Артемий Лукьянович (1770-1808 гг.) - композитор, хоровой дирижер, певец, обладавший очень красивым тенором.

Учился в Киевской духовной академии, затем у Сарти, пел в архиерейском хоре, управлял капеллой у генерал-губернатора Еропкина в Москве. Автор духовных сочинений. Его лучшие концерты - «Помилуй мя, Господи, яко немощен есть», «Доколе, Господи, забудеши мя до конца» и «Покаяния отверзи ми двери» в переложении для смешанного хора, которые исполняются до настоящего времени многими церковными хорами.

В духовно-музыкальных сочинениях Веделя, как непосредственного преемника итальянской школы, преобладает элемент мелодический, ариозный, где поочередно блещут красотой отдельные голосовые партии и хоры, в ущерб гармонической полноте. Ведель, как человек глубоко религиозный, имел духовную потребность выразить самые сокровенные движения души, стремился согласовать музыку с текстом, его религиозному молитвенному содержанию старался найти выразительные музыкальные средства.

А на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца.
Ставьте лайки 👍
Подписывайтесь на канал 🤗
Увидимся через неделю 😉
С вами была Волшебная музыка ✨