Найти в Дзене
SPORTUNIVER

Случаи из практики спортивного психолога

Об этом часто забывают и в большинстве случаев это даёт провал в спортивных играх, а его объясняют другими причинами. О чём же забывают? О психологическом настрое игрока. Мы делимся с вами 3 реальными случаями из работы спортивного психолога KIFS, член ассоциации Спортивных психологов Казахстана Ахметовой Евгении. Берите способы себе на заметку!

Случай №1.
В конце 2014 года случилась неоднозначная ситуация. Во время детской тренировки один родитель проявил активность и накричал на друга своего сына из-за какого-то неправильного действия, на его взгляд. А оба мальчика как раз были на поле. Всё забылось, но…спустя время мальчик, на которого накричали, пришёл к психологу вместе с тренером. Наставник рассказал, что парень боится играть, чувствует себя неуверенно и иногда плачет.

Психолог заботливо поговорила с юным игроком и узнала, что тот случай на поле с накричавшим взрослым его травмировал. Мальчик жаловался на низкую самооценку и страх столкнуться с этим снова. Психолог и маленький спортсмен месяц работали с этим. Была арт-терапия, релаксация, замена негативных эмоций на положительные, проигрывание ситуаций в безопасных условиях, а для поднятия самооценки использовали упражнения для раскрепощения: пародия на героя, игра с эмоциями.

Юный игрок получил грамотную помощь, искреннее сочувствие и поддержку. Игрок снова стал уверенным в своих силах и вернулся к тренировкам с ещё большим стремлением к победам!

Случай №2.
Прошлым летом был первый выезд на сборы у команды 2012 года. Опытные руководители объяснили родителям юных спортсменов, что дети будут скучать по ним, переживать не легкую адаптацию на новом месте и могут плакать из-за этого. Попросили их отнестись к этому с пониманием и быть спокойными. Процесс выхода из зоны комфорта неизбежен, но он под присмотром заботливых наставников.

Один из юных спортсменов, склонный к психосоматическим расстройствам, на второй день сборов подошёл к тренеру и поделился своей проблемой. Мальчик рассказал, что совсем нет сил для тренировок и попросил разрешения на пропуск занятий. Тренер не раскритиковал парня, а сразу понял в чём дело и бережно довёл до психолога.

Психолог доверительно пообщалась с мальчиком. Он сказал, что сильно скучает по дому, побыстрее хочет к родителям и от этого потерял силы на любые тренировки. Специалист использовала проверенный и быстрый метод помощи через эффект плацебо. Взяла ладонь мальчика и зелёнкой поставила небольшую точку. Предложила выполнить одно упражнение. Нужно было смотреть на точку и представлять, что она забирает усталость, а взамен возвращает силы, всё это время совершать 3 глубоких вдоха-выдоха. Эффект лечебного внушения сработал! Юный игрок почувствовал себя намного лучше, сразу отправился на тренировку и по энергичности был на первом месте в команде. А после приезда домой решил продолжить занятия с психологом для полного устранения психосоматических расстройств.

Такое упражнение можно использовать и со старшими спортсменами, главное, найти подход к ребёнку и заручиться его доверием.

-2

Случай №3.
Тренер обратился к психологу. Рассказал, что не может понять причин одной проблемы в поведении детей на поле. С его слов, юные игроки талантливы, полны заинтересованности и искренне стараются выкладываться на тренировке, но…к её концу они зажимаются и играют без эмоций.

Психолог пришла на игру, чтобы оценить происходящее в команде и потом уже найти решение проблемы. Оказалось, что действительно дети по какой-то причине не могли показывать свои эмоции, стеснялись их. После этого один раз в неделю на протяжении месяца игроки выполняли различные упражнения на устранения психологических зажимов. Играли в сказки по ролям, изучали спектр эмоций, копировали героев любимых мультиков и даже кричали для выплеска накопившихся переживаний. А ещё рычали по-разному, читали стихи и танцевали. В динамике было видно улучшение. Дети научились открыто радоваться, активно проявляли свои эмоции не только между играми, но и на поле. Игра стала яркой, оживлённой и с новым креативом в спортивных связках. Эффект подкреплялся продолжением занятий, но уже один раз в две недели.

Наш вывод такой: психологическое состояние спортсменов крайне важно как на текущих тренировках, так и перед важными играми. Тонкое чувствование игроков, насмотренность и доверительное общение с ними помогут помочь в самом начале разных проблем. Не бойтесь обращаться к спортивному психологу!

-3

Автор: Ахметова Евгения, спортивный психолог KIFS, член ассоциации Спортивных психологов Казахстана