Найти тему
Журнал «Амбиверт»

Художник швырнул огурец из чизбургера в потолок и продает это произведение искусства за 6325 долларов

Австралийский художник Мэтью Гриффин представил работу под названием «Огурец» — в честь ингредиента, который он вытащил из чизбургера McDonald’s и бросил в белый потолок местной галереи. Бросок был таким удачным, что огурец прилип и с тех пор не падал на пол.

Гриффин известен тем, что поднимает в своих перфомансах темы претенциозности мира искусства, используя комедию в качестве отправной точки для обсуждения серьезных проблем. По словам кураторов галереи, его последняя работа намеренно предназначена для того, чтобы поставить вопрос о том, какое искусство имеет ценность, а какое нет.

Если вы надеялись увидеть работу или, может быть, даже выложить 10 000 австралийских долларов (что составляет около 6 329 долларов США) — к сожалению, выставка уже закрылась. Но для человека, готового заплатить эту сумму, художник предоставит «инструкцию, как воссоздать это искусство в домашних условиях».

Возможно, самой сложной частью презентации «Огурца» для кураторов было описание способа произведения искусства. В то время как на этикетке «Моны Лизы» в Лувре указано, что шедевр написан маслом на доске из древесины тополя, а любая из работ Эдгара Дега просто нарисована сухой пастелью, «Огурец» включает в себя не просто один ингредиент, а гораздо больше элементов: пшеничную муку, воду, сахар, говяжью котлету, масло канолы, глютен, глазурь, йодированную соль, эмульгаторы, кетчуп, кукурузный сироп, дистиллированный уксус, соевое масло, лук, семена горчицы, паприку, приправу для котлет, сыр и сычужный фермент.

Это, конечно же, ингредиенты типичного чизбургера McDonald’s, который «окружал» огурец до его дебюта в галерее. В случае покупки художник расскажет новому владельцу, как создать копию произведения — в принципе, о содержании инструкции можно догадаться заранее.

Реакция на работу была явно неоднозначной: некоторые искусствоведы назвали ее «бесценной» и «превосходной», в то время как другие «прожарили» ее, как котлету из говядины, на которую ее когда-то положили. Вот что писали пользователи в соцсетях:

«Полиция выгнала меня из Макдональдса за это, когда я был подростком, а теперь это искусство».

«Как они выставляют это так называемое произведение? Они вырывают часть потолка?»

«Это как с тем бананом. Как неоригинально».

Работа Гриффина появилась через три года после похожего произведения итальянского художника Маурицио Каттелана. Оно состояло всего из одного банана, приклеенного изолентой к стене галереи, показанного на выставке Art Basel в Майами в 2019 году и проданного за 120 000 долларов — на самом деле, даже больше одного раза. Художник просто продолжал приклеивать к стене новые бананы после того, как их купили как минимум два французских коллекционера произведений искусства.

Что касается «Огурца», то владелец галереи сказал журналистам, что спокойно относится к критике работы Гриффина: «Юмористическая реакция на произведение вполне допустима», — заявил Райан Мур, директор отдела изящных искусств в Сиднее. «Все в порядке, потому что это действительно забавно».

Подобно другим художникам, работающим в жанре реди-мейда или «готовых объектов» (так называется категория искусства, к которой принадлежит «Огурец»), работа Гриффина использует юмор как способ задать вопрос о том, «как люди придают вещам ценность и значение», как объяснил Мур.