Найти тему
Фарма FM

Фальшивый «Ланком» впереди

Оглавление

Духи и кремы — не лекарства, прием которых нельзя прерывать, и бьюти-индустрия объемом в разы меньше, чем фарма. Но одна мысль о дефиците хорошей косметики вызывает острейшие эмоции: ее сегодняшние потребительницы помнят ужас советского детства — в магазине в ряд духи «Красная Москва». В каком объеме планируется эта драма в новом сезоне, задаются вопросом редакторы Фарма FM.

Покупаем меньше, а тратим больше

По данным российской аналитической компании Tebiz, в прошлом году рынок в натуральном выражении (количестве проданного товара) упал на 8,7%, зато вырос в стоимостном на 18%. Причина — поднялись цены и ухудшилось финансовое положение потребителей в пандемию.

Кто насколько ушел?

Больше 10 крупных компаний с марта этого года приостановили поставки, инвестиции или сократили ассортимент. В том числе Estee Lauder (бренды Clinique, La Mer, Dr. Jart+ и др.), L’Oreal (это у них Lancôme, Biotherm, Kiehl’s, и еще десяток наших любимцев), Shiseido, Johnson & Johnson. А вот L'Occitane «ушел, но остался», передав бизнес российским топ-менеджерам.

Минус четверть рынка

Это из свежей аналитики состояния отрасли в России, которую подготовили наши коллеги Фарммедпром. На международные бренды в 2020 году приходилось примерно 80% рынка с учетом локализованного в России производства (например, у Procter&Gamble свой завод в Санкт-Петербурге и Новомосковске). В 2021 году доля выросла на 3,2%: по мнению аналитиков, это объясняется спросом на импортную продукцию. К лету 2022 года суммарно рынок сократился на 25%, — это последствия ухода компаний с российского рынка и проблем с логистикой. Тот же Kiehl's закрыл фирменные магазины, и их знаменитый крем Ultra Facial Cream в Москве есть только в одном «Рив Гош». Но пока пустых полок нет: распродают складские запасы.

-2

Путь к контрафакту

В августе Минпромторг одобрил параллельный импорт для известных бьюти-брендов, но насколько это помогает? Это прежде всего риски, как объяснил «Известиям» исполнительный директор Ассоциации крупных международных производителей «Русбренд» Алексей Поповичев. Будет больше подделок — и это плохо для репутации брендов, таможенные департаменты не смогут быстро проверять подлинность товара. И для масс-маркета такие схемы нерентабельны: косметика будет стоить как премиальная из-за дороговизны логистики — настоящую никто не повезет.

Что мы сделаем сами?

Полное импортозамещение невозможно из-за сырья. Точнее, часть ингредиентов в России есть, в том числе экстракты уникальных растений, алтайских, крымских, хотя у нас их не исследуют так масштабно, как в Европе. А вот УФ-фильтры, производные гиалуроновой кислоты, AHA и BHA кислоты придется заказывать.

Мария Романовская, журналист и основательница бренда премиальной косметики для рук M22
Мария Романовская, журналист и основательница бренда премиальной косметики для рук M22

«Европейское сырье для нас по-прежнему доступно, но достать его сложнее, — Мария Романовская, журналист и основательница бренда премиальной косметики для рук M22, которая скоро выходит на рынок. — Российские производители сейчас переориентировались на сырье из Кореи, которая считается просто меккой косметической продукции, и из Китая. Там можно найти как обычные сырьевые элементы, так и какие-то их особенные, их собственные грибы, растения. А вот с отдушками беда: традиционно парфюмерией рулит Франция, но заказы принимают от 25 кг, а в составе какого-нибудь крема только 1% этой отдушки, небольшим брендам это невыгодно. Выход — или турецкие отдушки, менее качественные, или пытаться объединиться с кем-то в рамках одного заказа, сейчас это практикуется, ситуация изменилась, и поставщики стали лояльнее.

С упаковкой в России тоже не все гладко: это будут или одни на всех пластиковые тубы (присмотритесь к полкам: меняются только этикетки), или дорогущие хрустальные флаконы из Гусь-Хрустального. Несмотря на эти сложности, я с оптимизмом смотрю в будущее и верю, что сейчас ситуация благоприятная и для тех, кто готов инвестировать в исследования для новых косметических разработок, и для тех, кто готов из того сырья, которое к нам приходит, делать здесь и сейчас хороший продукт. Сейчас многие вещи зависят от проактивности собственной и желания инвестировать».

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропускать эксклюзивные новости и колонки Фарма FM.