Найти тему

Трамвай Краснотурьинска: как трамвайная сеть стала объектом комсомольской стройкой

На Северном Урале находится город Краснотурьинск, который стал крупным промышленным центром в регионе. Гражданская война —разрушенные рудники, в период индустриализации началось восстановление промышленности. В послевоенное время началась застройка города — строился Богословский алюминиевый завод, а вместе с ними — жилые районы. Соответственно, так и появился трамвай.

О его истории, подвижном составе, развитии и упадке зайдёт наш рассказ.

Пуск первого трамвая. Фото — Краснотурьинский краеведческий музей. Источник — goskatalog.ru
Пуск первого трамвая. Фото — Краснотурьинский краеведческий музей. Источник — goskatalog.ru

15 января 1954 года в 6 часов утра был запущен первый трамвай. Как правило, это была сцепка вагонов КТМ-1+КТП-1. Вагон прибыл из соседней области, из городка, расположенного на склоне Южного Урала — Усть-Катав. Завод гордо носил название «Кировский», отсюда и расшифровки «Кировский трамвай моторный» и «Кировский трамвай прицепной». Всего насчитывалось две пары таких вагонов, который работали на встречу друг другу.

Трамвай так полюбился гражданам, и не только лишь потому, что он колокольчиком звенел и за 10 минут возил с одной части города в другую. Немало граждан приняло участие в его строительстве: начинали выравнивать пути, рыть каналы, занимались укладкой путей, подвеской воздушной линии, а также установкой крытых остановочных пунктов.

«Из набережной реки Турья по улице имени Попова в соцгородок идёт трамвай» — именно таков был заголовок рабочей газеты по случаю пуска трамвая.

Надо отметить те недостатки, которые были в первое время работы трамвайного движения. Пассажиры жаловались на высокую скорость трамваев на поворотах (соответственно, были неоднократные сходы с путей вагонов), сотрудники — на отсутствие административного помещения и необходимого оборудования для ремонта трамваев. Вскоре, эти моменты исправили.

Стоит отметить, что в период 1954 — конец 1950-х был пущен второй маршрут, связывающий Поликлинику и БАЗ.

Также, как и везде, и в данный период времени были проблемы, связанные с отсутствием дополнительных трамвайных вагонов (на тот момент, их насчитывалось 4 сцепки), соответственно интервалы движения составляли моментами от 20 минут и выше.

В плане инфраструктуры — нужда была в модернизации тяговых подстанции, в строительстве трамвайного депо (вагоны ночевали на открытой площадке). Вагоны изнашивались быстро, крупные ремонты выполняли в железнодорожном депо.

Также был дефицит запасных частей для трамваев.

1957 год — была запущена линия в трамвайный парк. Отсюда отправлялись вагоны на Поликлинику (Больничный городок), БАЗ (Богословский алюминиевый завод).

Мчит трамвай по улице Попова, мчит он вдоль подымающихся домов. Источник — муниципалитет Краснотурьинска. Фото сделано в конце 1950-х годов.
Мчит трамвай по улице Попова, мчит он вдоль подымающихся домов. Источник — муниципалитет Краснотурьинска. Фото сделано в конце 1950-х годов.
Источник — Государственный архив Свердловской области. Июнь, 1958 год.
Источник — Государственный архив Свердловской области. Июнь, 1958 год.

31 декабря 1959 года была открыта линия на железнодорожное депо. Стоит отметить, что это последняя открытая линия за историю Краснотурьинского трамвая. В дальнейшем занимались только перестройкой линии, обновлением сетей и путей.

Газета "Заря Урала" № 2, 06.01.1960. Источник — transphoto.org
Газета "Заря Урала" № 2, 06.01.1960. Источник — transphoto.org

В середине 1970-х годов прибыла сцепка новых вагонов КТМ-5, что способствовало замене первым вагонам КТМ-1/КТП-1.

Фото: P. K. (фото из личного архива пользователя). Источник — transphoto.org. 1974 год
Фото: P. K. (фото из личного архива пользователя). Источник — transphoto.org. 1974 год

Первые вагоны были полностью заменены к 1980-м годам. Взамен им приходили вагоны КТМ-5 различных модификаций. Однако, один из них (КТМ-1) был сохранен и переделан в вышку контактной сети (к нему ещё вернемся).

Списанные КТМ-1/КТП-1. Обратите внимание на забитые досками оконные проемы — вероятно всего, была бытовка/склад хранения чего-то. Автор фото: Ааре Оландер. Источник — transphoto.org. 1989 год
Списанные КТМ-1/КТП-1. Обратите внимание на забитые досками оконные проемы — вероятно всего, была бытовка/склад хранения чего-то. Автор фото: Ааре Оландер. Источник — transphoto.org. 1989 год

1990-е трамвай пережил с трудом. С 1954 до 1999 года трамвай числился на балансе алюминиевого завода, после был передан в муниципальную собственность Краснотурьинска. Стоит отметить, что трамвай не перестал играть роль в жизни города, наоборот, благодарю предприятию он живёт.

В 1991 году на баланс предприятия поступил снегоочиститель. Нужда в нем была до начала 2010-х годов, после закрыт был один из маршрутов и нужды в нем не стало.

Автор фото: Joachim Kaddatz. Источник — transphoto.org. 1995 год
Автор фото: Joachim Kaddatz. Источник — transphoto.org. 1995 год

Начало-середина 2000-х ознаменована обновлением подвижного состава. За период были закуплены 4 вагона 71-402 производства Уралтрансмаш (Екатеринбург). Вагоны были проблемные для города, проблема заключалась в наличие электроники. Прослужили они не долго, с 2008 по 2012 года вагоны встали в калашный ряд. В 2017 - 2018 г. вагоны были утилизированы.

КТМ-5 оставались всегда стабильной единицей в трамвайной сети города.

Автор фото: Ymtram (Yury LRTA). Источник — transphoto.org. 2007 год
Автор фото: Ymtram (Yury LRTA). Источник — transphoto.org. 2007 год

Второй дыхание, чтобы жить, сеть получила в 2019 году. Тогда взамен списанным вагонам прибыли 2 вагона 71-605 (КТМ-5М3) из Нижнего Тагила.

Однако, 21 марта 2022 года один из вагонов (№14) сгорел. Губернатор распорядился прислать один из относительно свежих вагонов прислать в город, однако, в ходе обсуждений было принято решение передать один из вагонов с Нижнего Тагила, так как вагоны с электронной начинкой не смогут нормально функционировать в городе.

Процесс горения вагона КТМ-5. Источник: https://vk.com/wall-167306509_8452
Процесс горения вагона КТМ-5. Источник: https://vk.com/wall-167306509_8452

Ошибка в начале статьи была в том, что я не показал вам схему трамвайной сети Краснотурьинска. Со схемой маршрутов Вы можете ознакомиться тут:

Автор схемы: Сергей Советский. Источник — transphoto.org. На схеме показан действующий маршрут № 1 и недействующий маршрут № 2.
Автор схемы: Сергей Советский. Источник — transphoto.org. На схеме показан действующий маршрут № 1 и недействующий маршрут № 2.

Я не упомянул моменты попытки закрытия трамвайной сети, они на самом деле имели место быть, соответственно присутствовали. Однако, местные жители, а также работники предприятий были категорически против. Власть услышала — закрывать не стали. Были и долги за электроэнергию, даже отключали её подачу, однако вопросы решались.

Трамвай Краснотурьинска, как и любого малого города, является её изюминкой. Пока живы предприятия, жив и трамвай, соответственно и город, хотя, тенденция по переезду в более крупные города есть в каждом населенном пункте.

-15

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях:

Telegram–канал: Уфимский транспорт

Сообщество ВКонтакте: Уфимский транспорт

Сообщество в Одноклассниках: Уфимский транспорт

#уфимскийтранспорт #краснотурьинск #трамвай #общественныйтранспорт #электротранспорт #урбанизм #свердловскаяобласть #обществоилюди