На Северном Урале находится город Краснотурьинск, который стал крупным промышленным центром в регионе. Гражданская война —разрушенные рудники, в период индустриализации началось восстановление промышленности. В послевоенное время началась застройка города — строился Богословский алюминиевый завод, а вместе с ними — жилые районы. Соответственно, так и появился трамвай.
О его истории, подвижном составе, развитии и упадке зайдёт наш рассказ.
15 января 1954 года в 6 часов утра был запущен первый трамвай. Как правило, это была сцепка вагонов КТМ-1+КТП-1. Вагон прибыл из соседней области, из городка, расположенного на склоне Южного Урала — Усть-Катав. Завод гордо носил название «Кировский», отсюда и расшифровки «Кировский трамвай моторный» и «Кировский трамвай прицепной». Всего насчитывалось две пары таких вагонов, который работали на встречу друг другу.
Трамвай так полюбился гражданам, и не только лишь потому, что он колокольчиком звенел и за 10 минут возил с одной части города в другую. Немало граждан приняло участие в его строительстве: начинали выравнивать пути, рыть каналы, занимались укладкой путей, подвеской воздушной линии, а также установкой крытых остановочных пунктов.
«Из набережной реки Турья по улице имени Попова в соцгородок идёт трамвай» — именно таков был заголовок рабочей газеты по случаю пуска трамвая.
Надо отметить те недостатки, которые были в первое время работы трамвайного движения. Пассажиры жаловались на высокую скорость трамваев на поворотах (соответственно, были неоднократные сходы с путей вагонов), сотрудники — на отсутствие административного помещения и необходимого оборудования для ремонта трамваев. Вскоре, эти моменты исправили.
Стоит отметить, что в период 1954 — конец 1950-х был пущен второй маршрут, связывающий Поликлинику и БАЗ.
Также, как и везде, и в данный период времени были проблемы, связанные с отсутствием дополнительных трамвайных вагонов (на тот момент, их насчитывалось 4 сцепки), соответственно интервалы движения составляли моментами от 20 минут и выше.
В плане инфраструктуры — нужда была в модернизации тяговых подстанции, в строительстве трамвайного депо (вагоны ночевали на открытой площадке). Вагоны изнашивались быстро, крупные ремонты выполняли в железнодорожном депо.
Также был дефицит запасных частей для трамваев.
1957 год — была запущена линия в трамвайный парк. Отсюда отправлялись вагоны на Поликлинику (Больничный городок), БАЗ (Богословский алюминиевый завод).
31 декабря 1959 года была открыта линия на железнодорожное депо. Стоит отметить, что это последняя открытая линия за историю Краснотурьинского трамвая. В дальнейшем занимались только перестройкой линии, обновлением сетей и путей.
В середине 1970-х годов прибыла сцепка новых вагонов КТМ-5, что способствовало замене первым вагонам КТМ-1/КТП-1.
Первые вагоны были полностью заменены к 1980-м годам. Взамен им приходили вагоны КТМ-5 различных модификаций. Однако, один из них (КТМ-1) был сохранен и переделан в вышку контактной сети (к нему ещё вернемся).
1990-е трамвай пережил с трудом. С 1954 до 1999 года трамвай числился на балансе алюминиевого завода, после был передан в муниципальную собственность Краснотурьинска. Стоит отметить, что трамвай не перестал играть роль в жизни города, наоборот, благодарю предприятию он живёт.
В 1991 году на баланс предприятия поступил снегоочиститель. Нужда в нем была до начала 2010-х годов, после закрыт был один из маршрутов и нужды в нем не стало.
Начало-середина 2000-х ознаменована обновлением подвижного состава. За период были закуплены 4 вагона 71-402 производства Уралтрансмаш (Екатеринбург). Вагоны были проблемные для города, проблема заключалась в наличие электроники. Прослужили они не долго, с 2008 по 2012 года вагоны встали в калашный ряд. В 2017 - 2018 г. вагоны были утилизированы.
КТМ-5 оставались всегда стабильной единицей в трамвайной сети города.
Второй дыхание, чтобы жить, сеть получила в 2019 году. Тогда взамен списанным вагонам прибыли 2 вагона 71-605 (КТМ-5М3) из Нижнего Тагила.
Однако, 21 марта 2022 года один из вагонов (№14) сгорел. Губернатор распорядился прислать один из относительно свежих вагонов прислать в город, однако, в ходе обсуждений было принято решение передать один из вагонов с Нижнего Тагила, так как вагоны с электронной начинкой не смогут нормально функционировать в городе.
Ошибка в начале статьи была в том, что я не показал вам схему трамвайной сети Краснотурьинска. Со схемой маршрутов Вы можете ознакомиться тут:
Я не упомянул моменты попытки закрытия трамвайной сети, они на самом деле имели место быть, соответственно присутствовали. Однако, местные жители, а также работники предприятий были категорически против. Власть услышала — закрывать не стали. Были и долги за электроэнергию, даже отключали её подачу, однако вопросы решались.
Трамвай Краснотурьинска, как и любого малого города, является её изюминкой. Пока живы предприятия, жив и трамвай, соответственно и город, хотя, тенденция по переезду в более крупные города есть в каждом населенном пункте.
Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях:
Telegram–канал: Уфимский транспорт
Сообщество ВКонтакте: Уфимский транспорт
Сообщество в Одноклассниках: Уфимский транспорт
#уфимскийтранспорт #краснотурьинск #трамвай #общественныйтранспорт #электротранспорт #урбанизм #свердловскаяобласть #обществоилюди