КНИГА 2. ОСЕНЬ
Часть 2. Октябрь-9
***
- Соберитесь уж еще раз, - попросила Анжела Григорьевна. - Хотя уже особенно и "собираться" не надо, просто Надежда Семеновна хочет наснимать всякого-разного из наших творческих будней, а потом для передачи самое интересное выбрать.
Надежда Семеновна - это с областного телевидения. Симпатичная женщина, энергичная, несмотря на полноту, - из тех "колобков", которые не только от дедушки с бабушкой сбегут, но и у лисы из зубов вырвутся. Два оператора только успевают поворачивать камеры, ловя моменты, на ее взгляд интересные. А ее почему-то приводят в восторг трико мальчишек и колготки девчонок, покрытые "дорожками" из спустившихся петель - подтверждение нагрузок и работы, когда даже одежда не выдерживает. И тяжелые сапоги с "ушками", в которых мальчишки репетируют народные танцы. Она счастлива от того, что удалось "схватить" момент, когда в коридоре один из парней басовито и угрожающе бубнил прибаутку:
- "Ты-за-чем-ме-ня-у-да-ри-ла-так-боль-но-по-но-ге?
Не-у-же-ли-ты-не-ви-дишь-что-я-в но-вом-са-по-ге?.."
А потом записать услышанные реплики:
- Где мое полотенце?
- Кто мою мочалку взял?
- Человек неискушенный будет думать: это ансамбль или баня?..
- Ну, для чего полотенца вам нужны - понятно, - весело сказала Надежда Семеновна. - А мочалки?
- Это не у нас - это музыканты: домристы под домры подкладывают, чтобы не выскальзывали: они же круглые, - объяснил Костя Скворцов.
Танцевать ему после недавней операции пока было нельзя, но ходил он на все репетиции. Сейчас его приставили к журналистке в качестве помощника. Было воскресенье - день, когда проводятся сводные репетиции.
- Ой, смотрите, смотрите! Алик девчонок пародирует! - засмеялся он, указывая в дальний угол зала.
Сейчас один из операторов снимал девочек, выполняющих у станка упражнения на пуантах. Поодаль стояли незанятые в этот момент мальчишки. Алим, следя за движениями девочек, под смех товарищей все повторял в точности - повороты головы, "лебединые" жесты рук, подъемы на пальцы...
- Никогда не видела парней на пуантах! - удивленно произнесла Надежда Семеновна.
- Да ну, что вы! - улыбнулся Костя. - Такие - сорок пятого размера - не делают... Алик босиком... ну, не совсем, в тапочках - но тапочки не в счет: они же как носки! В том-то и фокус! Он босиком делает то, что девчонки на пуантах.
Надежда Семеновна кинулась ко второму оператору:
- Не стой столбом! Вон того парнишку снимай - на ноги внимание! Быстрей, пока ему не надоело.
Тот отреагировал быстро - коллекция пополнилась еще одним интересным эпизодом.
- И если несколько вопросов еще задам - не возражаете?
Никто не возражал.
***
- А я боялся, что Киру не застану! - вместо приветствия сказал Алим, врываясь в зал, где девочки еще работали над Кириной композицией, а Валера сидел в уголке.
Эля, не прерывая игры и слегка обернувшись, кивнула ему. Кире было некогда здороваться: она в этот момент вертела в руках булавы и была сосредоточена исключительно на них. Алим сел рядом с Валерой и тоже прикипел взглядом к булавам в Кириных руках: они вертелись с такой быстротой, что создавалось впечатление, будто перед девочкой в воздухе вертелось колесо, спицы которого от скорости слились в неясный круг. Интересно, получится ли у него с саблями что-нибудь хотя бы отдаленно похожее?
- В три часа гимнастки придут, - шепотом напомнил ему Валера. - Позаниматься не получится. Или, если хочешь, жди до семи часов.
- Я помню, - тоже шепотом ответил Алим. - Да я на сегодня уже натанцевался - к нам с телевидения приезжали. Мелочи кое-какие доснять - рабочие моменты, просто сам коллектив в нерабочей обстановке. Я же говорю: боялся, что Киру не застану. Я у Мурочки сабли выпросил...
- У Мурочки? - прыснул Валера. - У вас там, оказывается, Мурка есть? Не с наганом, случайно?
Алим тоже засмеялся.
- Это наша костюмерша, Мария Петровна. И все "запчасти" для танцев тоже у нее - вееры для испанок, ятаганы для турок... Жена директора Дворца пионеров. Он ее Мурочкой называет. А если кто-то из учеников ее так назовет... ну, не в глаза, конечно!.. руководители в такой ужас приходят, как будто мы ее оскорбили. Мы уже: "Ну, хорошо, Мурочкой не будем - будем называть "Мурлин-Мурло"...
- Вредная?
- Так... средне... Но сегодня в хорошем настроении была - даже не сильно расспрашивала, зачем мне сабли и для какого танца. Надо - значит, надо... Я хотел попросить Киру, чтобы она мне свои движения показала. Хочу попробовать. Это же у меня ТАКОЕ должно получиться!!!
Валера посмотрел на летающие в воздухе булавы.
- А достань - сейчас прикинем.
Алим вытащил из спортивной сумки бутафорские сабли.
- Ух ты! - восхитился Валера и взял одну из них в руки. - Издали прямо как настоящие! Слушай, а твой персонаж - он кто по национальности? Армянин?
- Вообще-то "Армен" это армянское имя, но в балете именно этот эпизод происходит в курдском селении, так что точно сказать не могу. Да ладно! Вожак, человек мужественный - образ яркий. "Танец с саблями" - это оттуда же.
- А что там происходит? Сабли зачем?
- Вообще там содержание такое... идейное - контрабандисты какие-то, кулаки хлеб поджигают... Мы этот балет в музыкальной школе на музлитературе проходили. А Воронежский театр в каком-то другом варианте ставил... жалко, я маленький еще был - во втором или в третьем классе... как-то не очень содержание запомнилось. Мы тогда на каникулах в гости ездили... случайно на спектакль попали: мимо театра с тетей шли... мы с Галкой, она с дочкой - сестра наша двоюродная... Люди в театр входят - и их как-то не очень много. А тетя говорит: "А давайте зайдем, спросим - вдруг билеты есть?". И были. Даже места хорошие достались - партер, и до сцены недалеко, все видно было отлично. Только меня сначала не хотели пускать - маленький, мол... Тетя с сестрой хором: "Да это он ростом такой! А так он старше вот этой девочки!" Уговорили! Пропустили... Там, в той постановке, все события какие-то другие, больше той истории, когда турки или персы нападали. И "Танец с саблями" именно враги танцуют - их там называют "Кривые Сабли". Я когда в учебнике про подожженный хлеб начал читать, про кулацкую семью - вот, честное слово, плевать хотелось!.. Чего ржешь?.. Ну, в самом деле - зачем и в балет еще такое? Фильмов мало? Сказки или легенды для балета больше подходят.
Валера, все еще посмеиваясь, снова посмотрел на Киру (точнее, на то, что она делает с булавами), перевел взгляд на саблю.
- Слушай... а получиться, наверное, может, - сказал он. - Только в эту петлю руку не просовывай, иначе не будешь успевать перехватывать... Да-а... представляю все вместе: прыжки под потолок, сабли... да еще и костюм же, наверное, яркий?.. Эффектно будет!
- Планы наполеоновские - а не оказаться бы в роли побитого француза! - вздохнул Алим.
- Попытка - не пытка, - возразил Валера. - Чем ты рискуешь? Это же не вступительный экзамен, где провалиться можно. Просто проба сил. Получится - не получится... это же все равно опыт. Лишним не будет. Да при твоем упрямстве все получится! - улыбнулся он. - Ты мне моментами одного родственника напоминаешь. Тот тоже сначала весь в упадке: "о-о-ой... ну, не получится"... А потом очень даже получается. Хватит! - он посмотрел на часы. - Эль, без десяти!
- Ага!
Эля закрыла рояль. Кира открыла окно.
- Пусть немного проветрится перед занятиями... Привет! -улыбнулась она Алиму. - Вот: даже поздороваться некогда было!
- Ну, что делать! Творческий процесс отступлений не любит... Кир, я к тебе с такой просьбой! Такой просьбой!
- Если смогу...
- Покажи, как ты булавы крутишь... ну и вообще... что там вы делаете...
- Зачем? - удивилась девочка.
- Вертится в моей дурной голове собственный вариант одного танца из одного советского балета. Хочу на отчет в конце года подготовить. И там должны присутствовать сабли. Но просто туда-сюда размахивать - как-то не особенно интересно. Вот я и хочу что-то такое... вроде как у тебя.
- Сабли с собой? - деловито спросила Кира: объяснять долго не пришлось - поняла сразу.
- Вы закончили? - в зал вошла Тамара Анатольевна, за ней шли девчонки с обручами.
- Все-все, уходим! - торопливо сказал Валера.
Они вышли в коридор.
- Подожди, я сейчас схожу переоденусь. Покажу, конечно!
Кира убежала в раздевалку.
- Смотрю, вы законтачили! - улыбнулась Эля. - Между прочим, девчонка сложная... тренеры так говорят.
- А ты сама как думаешь? Без тренеров?
- Не знаю. Мне она нравится... сработались...
- Ну, и я сработаюсь. И тише, - понизил голос Алим. - А то услышит - обидится. Мало ли, что там у нее с тренерами. Это на каждом шагу: для взрослых кто-то сложный, а для ровесников - в самый раз.
- Вообще-то да, - согласилась Эля. - Но если вдруг колючки распустит - не удивляйся.
- Ладно, все.
Кира появилась минуты через две.
- Куда пойдем? - поинтересовалась она.
- Давайте к буфету, - предложил Валера. - Там скамейки в коридоре - хоть сумки поставить можно, чтобы не мешали. Может, заодно хоть чаю попьем? Все же голодные...
- А это идея! - согласилась Кира. - А потом - с новыми силами...
***
Боль в спине и ногах в последнее время стала слабее - все-таки за полтора месяца Алим кое-что выправил, и элементы классического танца в их правильном виде получались уже легче. Но в понедельник с утра, еще толком не проснувшись, мальчик почувствовал, как ужасно болят кисти рук. "Перестарался вчера, - с досадой подумал Алим. - А вроде ничего сложного".
День начинался как-то невесело. Немного поднялось настроение перед уроками, когда обсуждали литературный вечер.
- Я сейчас с утра пораньше заполучил скандал! - радостно объявил, входя в класс, Юрка. - По поводу черных волос.
Волосы у него действительно были черными. Все оживились.
- Кто тебя, бедного? - с подчеркнутым сочувствием спросил Витька. - Зоя? Изольда?
- Обе! Налетели, вцепились... мне кажется, они меня специально ждали.
- А зачем ты красился? - строго спросила Марина. - Можно было парик надеть.
- Да иди ты! - возмутился Юрка. - Много ты понимаешь! Пиши свои бумажки давай! "Парик"! - фыркнул он. - Это артисты ко всему привыкшие, а я пока обычный человек. Ладно, я не отказываюсь выступить - но при этом я не должен мучиться из-за того, что мне какая-то резинка на лоб или на виски давит, или макушка под париком свербит. Лучше уж так...
- И сколько ты такой ходить будешь? Полгода? Тогда уж стригись наголо.
- Еще чего! Еще я каток для блох на голове не устраивал!
Каждая реплика вызывала взрыв смеха. Марина была в бешенстве.
- Ну, ладно! Сейчас вот как раз химия - вот Лариса Антоновна тебе все скажет!
- Да иди ты, Ярославцева! Вместе со своей Ларисой Антоновной! Мне даже директор ничего не сказал.
- А он что - видел? - не поверила Марина. - Его же не было.
- Это в зале не было. Потому, что он за кулисами был. Сначала что-то помогал устанавливать, а потом так с нами и остался.
- Директор помогал устанавливать? - Марина не верила собственным ушам.
- А что? Не человек, что ли? Помочь не может? Да мне кажется, ему там в той толкучке за кулисами было интереснее, чем рядом с этими фифами в зале сидеть. Небось, с двух сторон к нему подсели бы и бухтели весь концерт, как все плохо организовано. А твоя сестрица жаловалась бы через Зоину голову, что вот она просит - никто не делает, а как Любовь Михайловна, так всегда пожалуйста.
- Значит, директор от Зои Алексеевны с Изольдой Леонидовной сбежал... ну-ну... - недобро произнесла Марина.
- Преступление прямо!..
Звонок на урок прервал перепалку. Вошла Лариса Антоновна.
- Здравствуйте!.. Садитесь. Филимонов, останься.
Юрка, ухмыляясь, обвел глазами класс - мол, сейчас начнется.
- Скажи, чем ты красил волосы, и как долго ты будешь ходить в таком виде?
- Чем красили - не знаю, это в парикмахерской... и насколько - тоже не знаю, - голосом пай-мальчика заговорил Юрка, снова развеселив класс. - Они еще у меня спросили: "Мальчик, а тебя ругать не будут?". А я им: "Искусство требует жертв!".
Последнюю фразу Юрка произнес с таким пафосом, что одноклассники с очередным приступом хохота дружно рухнули на парты.
- Смешного ничего! - Лариса Антоновна с трудом перекрикивала шум. - Я уже выслушала нарекания за твой внешний вид.
- Ой там... "нарекания"... - с насмешкой передразнил Юрка. - Чтоб Зоя вам какие-то нарекания высказывала?.. Не смешите мои подтяжки! Вы у нее всегда правы.
- Юр, помолчи, - Алим поднялся, настраиваясь на очередную стычку. - Лариса Антоновна, я не хотел бы показаться невежливым... но сейчас урок, а не классный час, поэтому не надо отвлекаться. Но даже на классном часе не стоило бы так... акценты смещать, что ли... Любовь Михайловна и Стелла Валентиновна провели замечательное мероприятие - это общее мнение. И как к этому мероприятию готовились - уже не настолько важно. Ну, пришлось Юрку под Пушкина загримировать, ну, даже что волосы покрасил - это же никакой угрозы для окружающих.
В классе наступила тишина.
- Я согласна с тобой, Ковалев... в том, что сейчас урок, и действительно, пора его начинать... Не возражаешь, если я тебя первым и вызову?
- Абсолютно.
Алим вышел к доске. Что он готов к уроку, Лариса Антоновна поняла по его спокойному и немного насмешливому взгляду. Он без запинки ответил на все вопросы... вот только на доске писал почему-то медленно.
- Достаточно, Ковалев. Очень хорошо, садись. "Четыре".
- Это почему? - возмутился Витька. - Он же все ответил.
- Уравнения у него как-то неуверенно... Цифру напишет - и стоит, думает. Наверное, все-таки не совсем еще эту тему усвоил.
- Руки болят после репетиции, - сказал Алим. - Потому и писал медленно.
- Ты что - на руках уже танцуешь? - спросила Лариса Антоновна.
В ответ на ее реплику раздался смех со стороны активистов.
- Нет, - спокойно ответил Алим. - Просто в танцах из балетов часто используются дополнительные предметы, - и, взглянув на Витьку, который был готов сцепиться с классной, добавил: - Не надо, Вить. Как в народе говорят, пусть ее черт чернее будет. У меня все равно по химии в основном "четверки"... А руки у меня действительно болят - я и на русском с математикой тоже буду писать медленнее.
Это уже было настоящим плевком, но Лариса Антоновна решила сейчас промолчать. Она еще сама не могла сказать точно, когда, в какой момент припомнит она сыну директора эту ситуацию, но что Алим пожалеет о своих словах - это непременно!..
Запрещается без разрешения автора цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного произведения.
Совпадения имен персонажей с именами реальных людей случайны.
______________________________________________________
Предлагаю ознакомиться с другими публикациями