Ситуация: Современные родители вовлечены в студенческую жизнь своих детей гораздо больше, чем предыдущие поколения. Порой они напрямую вмешиваются в образовательный процесс и пытаются сами решить все проблемы. Но полезно ли это для учащихся?
На деле: Всё зависит от того, как именно семья участвует в образовании студента. Гиперопека может ухудшить его успеваемость, поскольку снижает уровень ответственности за учебу. Зато внимание родителей к результатам экзаменов оказалось важным — оно стимулирует стремление к достижениям.
Теперь подробнее
Ученые пермского кампуса НИУ ВШЭ Ольга Котомина и Александра Сажина изучили влияние родительской вовлечённости на академические успехи студентов вузов. Они провели опрос среди студентов, поступивших в НИУ ВШЭ — Пермь в 2017 году на программы по бизнес-информатике, менеджменту, программной инженерии и экономике. Проект реализовывался в течение четырёх лет учебы студентов в бакалавриате и включал шесть волн опроса.
Сначала учёные проанализировали реакцию респондентов на утверждения о родительском участии в вузовском образовании. Выяснилось, что семьи студентов активно участвуют в учебном процессе.
• 53% опрошенных ответили, что родители интересуются, какие предметы изучаются в университете.
• 84% респондентов сообщили, что в семье проявляют интерес к получаемым оценкам.
• «Дисциплинарным» вопросам — посещаемости и выполнению домашних заданий — родители уделяют меньше внимания (21% и 7% соответственно). Они, скорее, сосредоточены на содержании и результатах образования и дают студентам возможность проявить ответственность в текущих вопросах обучения.
• 38% респондентов нравится делиться с семьей полученными знаниями, а 51% студентов нравится рассказывать дома о своей университетской жизни в целом.
• У 68% опрошенных родители поддерживают учебные интересы.
• Для 72% учащихся семья стимулирует карьерные интересы.
• У 22% респондентов родители следят за событиями в вузе на сайте и в социальных сетях.
• Лишь у 5% опрошенных семьи обсуждают обучение не только со своими детьми, но и с учебным офисом (обращаются в деканат и пр.).
Авторы исследования также приводят результаты регрессионного анализа семейных факторов, сказывающихся на успехах студентов.
Интерес родителей к получаемым студентами итоговым оценкам оказывает сильное положительное влияние на успеваемость. Иными словами, внимание семьи к результатам зачётов и экзаменов способствует росту стремления хорошо учиться.
А вот интерес родителей к изучаемым предметам и контроль выполнения домашних заданий, напротив, негативно сказываются на успеваемости. Избыточное внимание к учёбе детей в университете может блокировать их самостоятельность. Другое возможное объяснение этого феномена — чрезмерный контроль демонстрируют те матери и отцы, чьи дети успевают хуже и тем самым провоцируют гиперопеку. Отличники же не нуждаются в том, чтобы их постоянно «курировали» родители.
Кроме того, учёные выяснили, что на успеваемость студентов влияет уровень образования матери. Наличие у неё диплома вуза увеличивает для её ребенка вероятность высоких результатов. Матери с высшим образованием понимают важность обучения в университете и настраивают на это своих детей. А вот влияние уровня образования отца оказалось незначимым: отцы в целом меньше вовлечены в образование детей.
Материальный статус семьи, согласно результатам исследования, влияет отрицательно на успеваемость — чем выше доходы родителей, тем ниже результаты у детей. Это может быть связано с тем, что учащимся из обеспеченных семей, в силу благоприятных стартовых условий, нужно прилагать меньше усилий, чтобы добиться престижной работы и высоких доходов. Студенты из менее состоятельных семей стараются учиться лучше, поскольку диплом с хорошими оценками даст им возможность социального лифта.