Найти тему
4,7K подписчиков

Широко неизвестные: барон против врачей-вредителей

174 прочитали

Вот у нас как. Ты самый умный? Вот ты и делай! Примерно так и произошло с бароном Александром Ивановичем Черкасовым.

В 1762 году Черкасов жил себе спокойненько в чине отставного гвардейского капитана уже год как оставив службу. И тут на тебе, пожалуйста! Ты у нас, Александр Иванович, человек образованный, лекции в Кембридже посещал. Так вот тебе, будь любезен, составь-ка нам проект Медицинской коллегии, которую тебе потом и возглавлять.

Барон Александр Иванович Черкасов (изображение из открытых источников)
Барон Александр Иванович Черкасов (изображение из открытых источников)

Казалось бы, причём тут Кембридж? А дело в том, что медицина в ту пору в России была исключительно импортная и все врачи как на подбор иностранные. Поэтому матушка императрица Екатерина II и рассудила здраво - раз барон Черкасов получил образование за рубежом, да ещё довольно долго жил там, кому как не ему поднимать в стране медицину.

Надо сказать, что деятельность Александра Ивановича свелась не просто к подготовке нового штатного расписания для нового учреждения. Перед коллегией ставились следующие цели: организация медицинской помощи населению, подготовка новых кадров, экзаменация трудовых мигрантов из Европы, и главное - импортозамещение, ну то есть розыск отечественного лекарственного сырья. Таким образом, Черкасов замахнулся на создание в России полноценного здравоохранения, да ещё и обеспеченного собственными врачами и собственными препаратами.

Как человек сам достаточно образованный, Александр Иванович понимал, что без появления в стране системы медицинского образования взрастить собственные медицинские кадры не удастся, и Россия так и будет зависеть от импорта врачей. Один Московский университет явно столь масштабную задачу не потянул бы, и Черкасов приступает к реформе так называемых "госпитальных школ", которые пока справлялись лишь с тем, что выпускали более-менее грамотных абитуриентов, которых, тем не менее, допускать к больным было ещё крайне опасно. По задумке Александра Ивановича Медицинской коллегии предстояло экзаменовать выпускников и по результатам экзаменов присваивать докторскую степень.

Щас! Как только Указ императрицы, в исполнении которого и надлежало реализовать план Черкасова, увидел свет, члены Медицинской коллеги тут же обратились к матушке-государыне с прошением Указ сей отменить. Иностранные врачи не страдали острой потребностью делиться жирными гонорарами с дикими аборигенами. Екатерина II женщина была, безусловно, мудрая! Она решила возникшую коллизию следующим образом: предложила членам коллегии "поступать в исполнении его (Указа) по собственному своему разумению". Импортные медики обрадовались такому решению и уразумели не исполнять Указ никак.

Тем не менее, в России всё-таки нашёлся отважный человек, сумевший получить после окончания госпитальной школы диплом врача. На это у него ушло всего каких-то три года неравной борьбы с Медицинской коллегией. Правда звали этого человека Густав Максимович Ореус и был он слегка нерусским. О других случаях получения докторского диплома выпускниками российских школ во времена Черкасова неизвестно.

Но Александр Иванович не сдавался. За 12 лет управления коллегией он всё же достаточно продвинул отечественную медицину вперёд. Ведь именно он притащил в Россию англичанина Томаса Димсдейла, с которого и пошла в нашей стране традиция делать прививки от чёрной оспы. Именно его стараниями Смольный монастырь, в котором открылся Институт благородных девиц, обзавёлся первым в России медицинским штатом.

Черкасов покинул пост президента коллегии в 1775 году, а через три года и вовсе ушёл в отставку, причина которой неизвестна. Предполагают, что Александр Иванович не сошёлся с новым фаворитом императрицы Григорием Потёмкиным.

Читайте в этом цикле: