#геостратегия
В своих работах выделяю три типа проектов: национальный (будущее для конкретного народа), региональный (будущее для группы этнических систем, представителей конкретной религии) и глобальный (будущее для всех людей в мире). Для примера, китайский проект является национальным, так как обещает будущее доступное только китайцам, остальные – варвары на окраинах. Исламский мир – региональный проект, гарантирует будущее мусульман и немного другим людям Писания (христиане и иудеи), но не всему человечеству. Красный проект / СССР описывал будущее в виде единого мира для всех, ну а «инклюзивный капитализм» - глобальный, единообразный мир, но для избранных, без учета этнической и религиозной принадлежности.
Вопрос глобального проекта для России отнюдь не самый простой, на национальном уровне у нас есть концепт Русского мира, который нужно развивать, на региональном – Православный мир и/или концепт православного социализма: пересборка марксизма, но не на основе протестантской трудовой этики, а православной творческой этики. Оговорюсь сразу – такая этика пока не сформулирована философами и мыслителями, хотя запрос общества в этом вопросе есть. Собирать новую идеологию на основе Православия, как религии не лучший вариант – получим нео-феодализм.
Некоторое время назад была сформулирована основа стратегии России: «Перекресток цивилизаций», как возможность глобального, имеющего в основе русские традиции и принципы проекта, который откроется начиная с 2060х годов. Давеча Иван Охлобыстин озвучил интересную мысль, что очень коррелируется с «Перекрестком цивилизаций», о возможном будущем России. Далее моё краткое изложение.
«Образом будущего / мечтой любого народа, за исключением русских, является достижения глобального господства над миром. Русские являются исключением – у нас нет такой цели, но зато есть цель не дать осуществиться чужим глобальным стратегиям, сломать их. В первый момент кажется спорным, странным и парадоксальным, но в Православии есть богословское понятие – катехона / катехоническая концепция, суть которой в наличие силы / государства, препятствующей полному торжеству зла.
В применении к России это рассматривается, в мессианской роли недопущения становления глобального доминирования в мире, не своего не любого чужого народа. Россия выступает катехоном, защитников мира.»
В геостратегии не склонен связывать понятие катехона / защитника с личностью правителя или привязывать его к стратегии «Третий Рим», замыкаясь на православной эсхатологии (конечности мира). Все интереснее, России нужно не просто противостоять злу, разрушая чужие глобальные проекты, а создавать систему, делающую такое построение максимально сложным. Собственно, стратегия «Перекресток цивилизаций» и есть образ охранения мира от монополии и глобализма, как и формирование «Триполярного мира» (устойчивая конструкция трех панрегионов). Оба этих варианта обеспечивают России роль хранителя.
И, да, особенностью СССР было максимальное сохранение культуры и традиций народов и противостояние капиталистической глобальной экспансии, т.е. все тот же образ защитника – катехона…