Были одной из лучших команд СССР, подчинялись лично сыну Сталина, но их гибель скрывали почти два десятилетия. Ужасающая хоккейная трагедия, о которой слишком долго молчали — тема нового выпуска «Hockey History».
Если вам удобнее читать, а не смотреть видео, вот текстовая версия.
Для отечественного хоккея самой страшной трагедией вот уже почти 11 лет считается крушение самолета Як-42Д, в результате которого погибли игроки и тренеры ярославского «Локомотива». Для многих болельщиков, журналистов, хоккеистов и тысяч других людей день 7 сентября 2011 года разделил жизнь на до и после. Вместе с семьями погибших и Ярославлем тогда скорбила вся страна. А вот о другой трагедии, которая случилась за 61 год до ярославской, знает гораздо меньшее количество людей. Причина банальна: правительство СССР решило скрыть информацию о ней. Что же произошло 7 января того самого 1950 года?
В этот день команда ВВС МВО отправилась на очередной матч чемпионата СССР в Челябинск. Для этого личным указанием Василия Сталина, курировавшего клуб, был выделен военный самолет Ли-2. В 6 часов утра этот самолет вылетел с московского аэродрома на Ленинградском проспекте в направлении Казани, где была намечена промежуточная остановка. На борту находились 6 членов экипажа и 11 хоккеистов ВВС МВО, тренеры.
«Сначала говорят: «Не дают вылет». Холодно, поземка. Мы расселись в домике, стали в карты играть. Четверть часа прошло — кто-то кричит: «Разрешили вылет!» Закинули вещи в самолет, тот вырулил на полосу — мы с администратором Кольчугиным посмотрели ему вслед и пошли. Он меня на «газике» домой завез», — рассказывал хоккеист ВВС Виктор Шувалов, на тот выезд не полетевший.
Играющим тренером команды был Борис Бочарников, которому и суждено было сыграть роковую роль в этой истории. Сразу после приземления самолета в Казани стало известно, что Свердловск (игроки ВВС МВО должны были лететь именно в этот город, а уже оттуда добираться до Челябинска) из-за неблагоприятных метеорологических условий (температура -39 градусов) не готов принять военный борт. Но Бочарникову не хотелось тратить время на поездку на поезде, и он решил позвонить сыну Сталина. Тот после долгих уговоров дал распоряжение разрешить полет. Важная ремарка: сам Василий Иосифович был летчиком, и, по свидетельству даже не особо ладивших с ним современников, летчиком очень неплохим. Вспоминает Алексей Подольский — в годы Великой Отечественной войны командир штурмовой авиации:
«Как-то летом 1941 года на аэродроме под Орлом почти в сумерках произвел посадку истребитель… Посадка была выполнена на отлично, по всем правилам летного искусства. В авиации считается, что посадка является самым трудным элементом полета, поэтому служит главным критерием оценки качества летчика. Ко мне подошел старший лейтенант, рыжий, небольшого роста, и без представления, в тоне, не терпящем возражений, потребовал, чтобы самолет его был немедленно заправлен. Выяснив, кто он такой, я дал команду заправить его самолет. Бросив небрежно «до свидания», он сел в кабину и улетел, хотя сумерки все более сгущались. Это была моя первая встреча с Василием Сталиным. Куда он улетел, я не знал, но понял, что к нам прилетал уверенный в себе летчик. Как известно, самолет не признает ни рангов, ни званий, ни имен, ни заслуг — он признает только летчика. Летчиком Василий Сталин был настоящим…»
Но вернемся к хоккейной трагедии. В тот роковой день свердловский аэропорт Кольцово принимал самолеты из разных городов, загруженность была запредельной, диспетчеры в первую очередь давали разрешение на посадку переполненным пассажирским самолетам. Из-за этого «хоккейный» борт долгое время находился в зоне ожидания, а заждавшиеся посадки игроки ВВС МВО собрались в хвосте воздушного судна, что сильно затруднило управление им.
Дальше случилась еще одна роковая ошибка. Неподалеку от аэропорта Кольцово находилась плохо оборудованная посадочная полоса военного аэродрома Арамиль. Именно на ее частоту настроился штурман Ли-2, в итоге при снижении командир самолета не обнаружил посадочную полосу и зашел на второй круг. Всего было выполнено три захода, в результате последнего воздушное судно столкнулось с землей. Возгорания не случилось, хоккеисты и члены экипажа погибли от силы удара. Все жертвы авиакатастрофы были похоронены на кладбище поселка Кольцово.
«Мы поехали в Свердловск. Повели нас в ангар, где лежали трупы и вещи с разбитого самолета. Вот это было страшно… Тела не были обугленными, самолет ведь не горел, но исковерканы так, что не узнать никого. Все перемешано.
Около Кольцовского аэродрома целый поселок — для обслуги. Сельский клуб. На сцене выставили гробы, обтянутые красной материей. Думаю, в них землю подсыпали, чтоб хоть что-то весили. Подходили открытые «студебеккеры», солдаты выносили гробы. На краю кладбища вырыли большую могилу на шесть человек экипажа и 13 хоккеистов. Потом установили гранитный камень, выбили все фамилии. Когда бывал с ВВС и ЦСКА в Свердловске — всегда заказывали автобус до кладбища. Цветы клали. А в газетах так ни строчки и не напечатали. Странное было время. К примеру, наших инвалидов приглашают на соревнования, а из Советского Союза ответ: «У нас нет инвалидов». Ну не бред?» — рассказывал Виктор Шувалов.
Действительно, страшную трагедию тогдашним руководителям Советского Союза удавалось скрывать почти 20 лет. Как такое возможно? В отсутствии интернета и каких-либо хоккейных СМИ это было не так уж и сложно, к тому же для сохранения тайны использовались самые изощренные способы.
Например, вместо погибшего Юрия Жибуртовича в состав ВВС МВО был срочно вызван его младший брат Павел. Весь хоккейный опыт последнего до этого ограничивался одним матчем, но это никого не смутило. Когда Жибуртович-младший начал забрасывать шайбы, дикторы на стадионах объявляли лишь его фамилию. К слову, карьера Павла в итоге получилась успешной — он играл еще 14 лет и добрался до сборной СССР.
И все-таки столь длительное сокрытие правды выглядит очень странным, а от того еще более жутким. На борту разбившегося самолета был один из лучших вратарей страны Харийс Меллупс, а еще сильная тройка форвардов Зденек Зикмунд — Иван Новиков — Юрий Тарасов. Последний — родной брат великого тренера Анатолия Тарасова. Но даже гибель столь известных спортсменов долгое время оставалась в тайне.
«Юрка перед вылетом пришел к нам домой. Увидел шикарные духи «Красная Москва», которые я достал своей Нине Григорьевне. Не «Шипр» какой-то — она была безумно рада! А Юрка взял — и весь флакон на себя вылил. Через день погиб. Вот такое у меня последнее воспоминание о брате», — рассказывал Анатолий Владимирович.
Трагедия в Свердловске за годы обросла различными слухами. Например, рассказывали, что ее предсказывал Вольф Мессинг. Но самым обсуждаемым стало отсутствие на разбившемся борту легендарного Всеволода Боброва. Одни говорили, что его спас загул, другие, что Бобров должен был лететь на матч только на следующий день. Есть и версия с несработавшим будильником, которую позже подтверждал брат Боброва Борис:
«Будильник старый, проверенный и надежный, никогда раньше не отказывал. Всеволод его завел и передал мне, а я хорошо помню: когда ставил его на прикроватную тумбу, еще раз на него взглянул и приложил к уху — на всякий случай, по привычке. Почему он остановился ночью и не зазвонил, одному Богу известно!»
А вот Виктора Шувалова, который многие десятилетия оставался едва ли не единственным свидетелем тех трагических событий, от гибели спас лично Василий Сталин:
«До этого мы крупно победили ленинградское «Динамо». Сталин заглянул в раздевалку: «Красавцы! Поздравляю!» Тренер Борис Бочарников говорит: «Следующий матч в Челябинске. Передают, холод собачий, под 30. Надо бы пораньше полететь, акклиматизироваться». — «Заказывайте самолет». Тут взгляд на меня упал: «Шувалова не берите. Мало ли что». Я же в ВВС только-только из Челябинска перешел, меня там изменником считали.
Отвечаю: «Василий Иосифович, играть в Челябинске не буду, но позвольте с командой поехать. Родителей полгода не видел». — «Нет!» Вот и весь разговор. Я нападающему Васе Володину передал маленький чемоданчик: «Здесь подарки. Сестра к гостинице подойдет, заберет». И полетел чемоданчик вместо меня».
В итоге на игру в Челябинске ВВС МВО заставили выйти в обновленном составе, в межсезонье Василий Сталин усилил команду, и в трех следующих сезонах она становилась чемпионом Советского Союза. Спустя 19 лет в еженедельнике «Футбол-Хоккей» был опубликован вопрос читателя о мемориале команде ВВС, в ответ один из журналистов рассказал, как в январе 1950-го в авиакатастрофе погибла большая часть одной из лучших команд в истории советского хоккея. Лишь в этот момент завеса тайны начала приподниматься.