Найти тему
Дорогой человек

Часть 4. Тема собеседований не до конца раскрыта.

В прошлой публикации пришлось много внимания уделить описанию происходящего на самой работе, а переходы с одной работы на другую были плавными, органичными и без собеседований как таковых. Поэтому, чтобы до конца закрыть эту больную тему, я решила написать ещё один текст, который посвящен именно самому “свежему” этапу моей жизни. А именно тому, как я ищу работы последние пол года.

Открыть снова своё резюме на HH - это не так сложно. Это тот базовый шаг, который можно сделать еще находясь лишь в мысленных порывах уволиться с текущего места. Сложнее, когда начинают поступать первые предложения. Первый такой звонок поступил мне в разгар очередного безумного рабочего дня, когда я уже одной ногой была в такси по пути в рекламное агентство. Держа одной рукой кучу документов, а другой телефон, я ответила на звонок. На том конце очень красочно рассказывали про то, что ищут комплексного специалиста по продвижению в новый офис. Компания Московская, но открывает доп. офис в периферии (естественно никто не признается, что таким образом просто идет экономия на аренде и зарплатах. Плавали, знаем. Специфика позволяет работать удаленно, з/п в Мск на такие позиции стартует от 60 тыс.руб, а в периферии от 25 тыс.руб. Выводы сделайте сами, почему так много типичных офисных сотрудников и удаленных продажников выводят из мегаполиса и открывают подразделения в маленьких городах). Не знаю почему, но я согласилась на встречу. Может потому, что кадровик явно показал знание моего резюме, что хорошо его изучила и четко озвучила позицию - ценные кадры сами выискиваем на рынке и платим хорошо. Специфика работы данной компании также не противоречила моим принципам.

Кстати о принципах, я их уже сформировала более чем 3 года назад. При любых обстоятельствах я никогда не буду работать в компаниях, производящих и реализующих алкоголь, табачную продукцию, мясные продукты, явное инфоцыганство. В общем бизнес, с которым я хочу работать, должен быть этичным, экологичным и нести явную пользу обществу.

Итак, иду я на это собеседование в жуткую метель и сообщение от МЧС что надо остаться дома. Пустое помещение в каких-то дебрях без вывески и опознавательных знаков. Пару столов на примерно 100 квадратных метров, куча пыли и ресепшен от какой-то совершенно другой компании. Сижу уже чисто из любопытства. Собеседование проводит якобы сам руководитель, приехавший открывать этот новый офис. Оказывается, что нужен им обычный администратор сайта и соц.сетей. Спрашивается, нафига мне пели такие дифирамбы по телефону и откровенно говоря отняли у меня половину дня? Классическое недопонимание того, что нужно руководителю и что ищет отдел кадров. Вышла оттуда с шарахнувшим по голове понимаем того, что я действительно это делаю… Я ищу новую работу, я собираюсь уходить с нынешнего места, к которому привязана просто всем сердцем и душой. На улицах ноль человек, все сидят по домам в такую метель. А я решила пройти примерно 1,5-часовой пеший путь чтобы по дороге отменно прореветься.

Кажется это был старт. Кривой, косой, но какой уж есть. Зато в тот момент я сразу вспомнила все навыки прохождения собеседований, которые вырабатывала ранее. И первое - экономия своего времени и времени компании. Поэтому сначала ключевые вопросы в лоб - чем занимается компания, функционал должности, зарплата. Если хоть что-то не нравится или смущает, то дальше разговор не ведем. Если есть интерес - то первая беседа в онлайне.

Как уже говорила ранее, потом из-за своего нестабильного состояния мне пришлось пару месяцев заботиться о себе как о каком-то новорожденном котёнке. И все собеседования максимально блокировались, либо проходили в формате кратких 10-минутных разговоров, где я точно давала понять, что буду готова к работе не ранее чем через 3 месяца. А вот уже потом веселье.

Пример 1:

Откровенно хорошая и интересная компания, вижу вакансию не первый раз на НН, но не откликаюсь так как з\п маленькая. Звонят мне сами и говорят что з/п на самом деле условная и реально делать более чем в 3 раза больше. Соглашаюсь на онлайн-беседу. Заранее изучаю тщательно что за компания, какой продукт продает, мониторю соц.сети.

Разговор был длинным, более часа. И все бы хорошо, но от вопроса о реальной зарплате постоянно кадровик увиливает. Либо сначала говорит одну сумму, а потом другую. То бюджет есть, то бюджета нет. В итоге всё вообще сводится к тому, что “мы вчера подумали и решили, что хотим человека брать на проект, а не как штатную единицу”. Хм…. Спрашиваю тогда наличие проектной документации, план по дедлайнам, на каком этапе уже проект и прошу прислать скрины чтобы оценить уровень кабздеца и реально ли это сделать в указанные сроки. Всё обещают прислать, но про бюджет проекта опять всё размыто. То “а вдруг вы посмотрите что мы вам пришлем, и подумаете что прогадали, это стоит дороже”, то “ну на самом деле ту предварительную сумму, которую вы сейчас говорите, мы вам дать не можем”. Дальше уже вытягивать инфо из кадровика мне не было смысла, я подумала что она просто не в курсе тонкостей самого проекта и поэтому так путается в показаниях. Решили обменяться документами через сутки: с меня небольшое портфолио с чем работала конкретно по пересекающимся отраслям с их компанией, а с них соответственно хоть какое-то представление этапов проекта и цели/задачи. По факту через сутки я получаю документ, в котором на один абзац написаны задачи по продвижению и лидогенерации. Эммм, что????? В голове встает всё на место, в команде полный рассинхрон и беспорядок. Видимо проект был поставлен в работу достаточно давно, но каждый скидывал задачу с одного сотрудника на другого. Когда руководство спросило результаты, все получили по шапке, а крайним остался штатный среднечковый маркетолог, которого и уволили. В порывах горящей жопки решили быстро нанять проектного сотрудника, абсолютно не понимая принципов проектной работы и что им нужен НЕ МАРКЕТОЛОГ, а именно продуктовый менеджер, который возглавит проект и будет его курировать.

Пишу сразу же кадровику свой аргументированный отказ. И что у меня только на подготовку проектной документации уйдет несколько недель, плюс надо проработать с юристами договор найма меня, как проектного сотрудника, с веткой зависимости з/п от сроков сдачи и какие есть нюансы по сдвигам этих сроков. По сути шаблон такого договора и его условия мне должны были дать уже сразу, при первом разговоре. Но так как к проектной работе не готово НИЧЕГО, то даже на это пришлось бы тратить время. А как вы помните, по деньгам все размыто, и без жесткого договора ни о каком старте работы над проектом говорить нельзя. И сам проект (приложение), мне так и не показали, чтобы я хоть оценила масштаб бедствия, какие подрядчики будут нужны и сколько этапов надо сделать до старта. Про тестировку я вообще молчу…. Люди хотели за два месяца запустить новое приложение с разбивкой на В2В и В2С сегмент кажется с полного нуля… Наняв при этом одного маркетолога + программисты на аутсорсе.

Вывод: вопрос про деньги не страшный! он первоочередный. Если ответ на него вы получаете расплывчатый, то и з/п получите расплывчатую. Если работа не постоянная, а проектная, с точным сроком сдачи проекта - то нужно сначала ознакомиться с условиями договора с вами, как проектным сотрудником, а также оценить состав команды, работающей над проектом и вообще изучить стадию самого проекта (руины, уже чото там есть, нафиг всё переделываем с нуля, в режиме активной проработки и мы берем тебя прям в мчащий поезд на ходу, а может уже стадия тестировки и отладки). В общем тут классический пример, когда без ТЗ результат ХЗ. Оно вам надо вообще? Пусть даже и в хорошей на первый взгляд компании.

Пример 2:

Есть отдельный тип собеседований, когда тебя находит не компания, а кадровое агентство. Тогда шагов оказывается гораздо больше. В моём случае за последние пол года я натыкалась на 2 кадровых агентства. Одно размещало вакансии не от своего имени, а от имени компании, вакансия меня привлекла и я откликнулась. Согласовали звонок, на котором меня ничего и не спрашивали, а сказали что резюме подходящее, отдали руководителю на рассмотрение сразу. Дальше тишина.

Второй опыт был более интересный. Агентство само меня нашло, их вакансии я не видела. Предложение очень интересное по всем фронтам, я буквально загорелась. Далее было видно, что в приоритете у агентства подобрать максимально подходящих кандидатов и просто так никого не отправлять уже на беседы с руководством. Поэтому говорили мы обо мне и моем опыте оооочень много. Сначала более часа по телефону, потом столько же на онлайн-встрече. И я и представитель агентства максимально “бомбардировали” друг друга вопросами. В результате данные отправили уже в компанию и там сообщили что готовы со мной побеседовать. Далее, в агентстве мне дали несколько рекомендаций, как вести себя на дальнейшем собеседовании с одним из членов топ-менеджмента компании. А дальше уже было неинтересно. Человек на том конце экрана как-то с самого начала показал незаинтересованность мной, вопросы были поверхностными, можно было сразу догадаться что дальше меня по цепочке собеседований не пропустят. Но я так влюбилась в эту компанию, что до последнего верила в лучший исход. Далее немного трагикомедии. Случайный звонок от того топ-менеджера по видеосвязи утром, когда я еще в пижаме. Подключаю только звук, вижу что там ЦЕЛОЕ СОБРАНИЕ и видимо идет какое-то совещание, пишу в чат “это ошибка? мы не договаривались с вами сегодня на созвон, не могу подключить видео”. Через минуту менеджер понимает свою ошибку и отключает меня от звонка. Никакой важной инфо я не услышала, совещание только начиналось и что-то настраивали. Еще через час мне приходит ответ из кадрового агентства, что на следующие этапы собеседования меня не позовут. Комментариев не дали. Вот вы поняли что это было? Я нет.

Вывод: вакансии от кадровых агентств часто оказываются более целевыми и подходящими, но всё равно дальше всё зависит от сотрудников на месте. Никогда не знаешь чем можешь не угодить и не подойти. Может на бывшую жену была похожа, или цвет волос не тот???

Пример 3:

Откликаюсь на вакансию. Примерно через две недели пишут что готовы поговорить. Звоню, HR сообщает что перезвонит через 5 мин. Звонит через час, назначает время разговора на завтра. Наступает завтра, жду звонка весь день, ничего не происходит. Пишу на следующий день в чат HH, мол интересна ли еще моя кандидатура, звонка не дождалась. В ответ что забыли, давайте завтра. Завтра HR снова просрочил время звонка, но все же мы в итоге поговорили. Разговор был грубый, в очень повелительной форме. Всё свелось к супер-жестким стандартам по опыту аля “если конкретно вот с таким продуктом конкретно вот такие действия не делали, то что?”. Все попытки объяснить, что есть много околопрофильного опыта и именно их продукт не вызовет никаких проблем в работе (мебельная фурнитура) шли крахом. Но HR как-будто была нацелена именно показать мне моё несоответствие их компании, нежели найти точки соприкосновения и понять подходит ли им мой опыт, или нет.

Я быстро забыла эту компанию и взяла себе за правило не отвечать при нескольких переносах собеседования. Спрашивается, а сотрудник точно нужен или так, чисто номинально собеседования проводятся? Были в моей жизни и консалтинговые услуги, и лампочки, и колбаса, и трактора, и унитазы и отель с рестораном, поэтому уж с мебельной фурнитурой как ни будь бы разобралась. Но HR была изначально обратного мнения.

Вывод: цените блин себя и своё время. Если разговор с вами часто переносится, то точно ли вы там нужны? И если кадровик говорит с вами в тоне “мы такие необычные и ты никогда не въедешь в нашу работу”, то повесьте трубку прямо сразу со словами “Кажется мы не подходим друг другу”. Идеально-подходящего кандидата не бывает. Я часто вижу, что ищут специалистов с гигантским специфичным списком требований + опыт работы именно в этой отрасли именно с таким товаром. И ведь все должны понимать что такого специалиста практически невозможно найти, его можно только перехантить у конкурента. В другом случае, околопрофильный опыт не приговор - люди быстро адаптируются и учатся новому, если есть сильная база. Может я ошибаюсь, но мне всегда казалось, что крутой маркетолог не тот, который работает на одном предприятии или с одним продуктом 10 лет, а тот, который может круто продать как палку колбасы, так и дирижабль. Я отношу себя ко второму типу и поэтому чертовски горжусь своим “разношерстным” опытом. И вам советую того же. Гордитесь собой и своим опытом. Он уникален в любом случае.

Помимо этого были и другие случаи, интересные собеседования и не очень. Но всё чаще, большую злость во мне вызывает то, что практически никто уже не скрывает ненормированный график. Это даже стало нормой. Если ты говоришь что хотел бы вовремя уходить с работы, это расценивается как безответственность. Всё чаще вижу, как трудовым кодексом просто отмахиваются от мух, его уже никто не боится. Любые попытки выстроить границы “работник-работодатель” в рамках трудового договора обычно оканчиваются фразой “незаменимых нет”. Если на собеседовании спросишь, а есть ли доплата за переработки, то практически сразу в глазах ответ “кукишь с маслом”. Причем разговор идет именно о реальных переработках, а не когда ты просто так медленно работаешь. С началом пандемии это вообще уже не просто норма, а нормальная такая норма. Везде сокращения, тенденция “один сотрудник за троих”. В лучшем случае кадровик грустно вздохнет на такие вопросы, в худшем - это всё скроют под красивым соусом и узнаете правду вы уже только устроившись в компанию.

Верите или нет, но внешность всё ещё решает. Примерно 1 из 5ти моих собеседований быстро заканчиваются именно из-за того, что ты внешне не понравился кадровику/руководителю и тп. Знания и опыт остаются в стороне.

Типичное собеседование это уже как минное поле. Так много шаблонных вопросов, на которые правильный ответ почему-то - шаблонная ложь. Возьмем например вопрос про увольнение с прошлого места. Все понимают, что чаще уходят из-за низкой з/п, ненормированных условий, НО так говорить нельзя. Нельзя жаловаться на прошлого работодателя. Также нельзя говорить что болел, а вдруг ты ипохондрик и вообще всегда болеешь? Лучше всего сказать что ты хочешь расти и развиваться, а в рамках прошлой компании это было невозможно. Взял паузу чтобы учиться и теперь готов как боинг ко взлёту. В общем обычным живым человеком с живыми проблемами быть уже нельзя. Обязательно ответы с подтекстом: я не болею, я не жалуюсь, я беспрерывно учусь, в выходные мечтаю работать, семья это мой самый последний приоритет, лучше вас компании никогда не видел.

Ох уж этот современный мир, в котором содержимое твоей головы менее важно, чем навык продавания себя. И я не про здоровую харизму, я именно про торгашество. Простите если обижу чувства верующих, сказки про “личный бренд обычного человека” это всё про новогоднюю мишуру на лысую ёлку. Но именно такие, у кого поверхностного больше чем фундаментального, нынче легче находят работу. Это рыночная экономика, эпоха потребления и брендозависимостей. В супермаркетах все ведутся на красивые упаковки, на рынке труда то же самое. Всё чаще поиск работы это не про живого человека, это про какого-то эфимерного распиаренного биоробота. (Простите за негативщину. Накипело.)

Думаю на этом и закончим вообще эту большую больную историю про поиск работы. Пора бы уже писать более концентрированный полезный контент. Скоро он будет.

Советы:

  • в принципе никогда не закрывайте своё резюме. Даже если в текущей работе вас всё устраивает, всегда продолжайте мониторить рынок труда. Это помогает видеть тенденции развития вашей профессии, каких навыков нужно набраться для своего роста, ну и естественно видеть на сколько ваши зарплатные ожидания соответствуют вашим компетенциям;
  • вопрос “а когда в декрет?” вообще считается незаконным и показывает некомпетентность кадровика. Еще ряд вопросов, которые сейчас считаются моветоном на собеседованиях: а сколько вам лет?, какая у вас сексуальная ориентация и какое семейное положение?, есть физические недостатки или инвалидность?, курите или пьете в обществе?. В общем все те вопросы, которые напрямую залезают в ваше личное пространство. К сожалению, я думаю вам, как и мне, эти вопросы задают чуть ли не на каждом втором собеседовании. Хорошо хоть пока не спрашивают сколько раз в туалет в день вы ходите. А то мало ли….
  • если собеседование не особо значимое, не тратьте время на доскональное изучение компании. Пробегитесь по сайту, поймите что за продукт и рынок, перечитайте требования к работе из вакансии. Совсем неподготовленным на собеседование тоже идти нельзя. Если же компания вам очень интересна и вы рассчитываете на отличный исход собеседования, то обязательно промониторьте максимум информации, чтобы задавать углубленные целевые вопросы, а также показать свою заинтересованность. Если сфера позволяет (например как моя, маркетинг), то посмотрите что можно улучшить в компании при первом её изучении. Часто, взгляд новичка - это лучшие новаторские изменения, так как это больше похоже на реальный пользовательский опыт. Пример: я вижу много косяков в юзабилити сайта компании или огрехи дизайна, на собеседовании аккуратно сообщу что если бы у меня была возможность поработать в компании, я бы улучшила именно это т..к имею такой опыт.

P/S Всё вышесказанное ни капельки не претендует на экспертность. Это всего-навсего опыт одного человека. Очепятки и хромающая пунктуация = я художник, я так вижу.

-2

#поиск_работы #путь_маркетолога #блог_дорогой_человек #саморефлексия #опыт_одного_человека