В нашей совместной 260-летней истории и казах, и россиянин смогут найти и что-то светлое и доброе, и что-то, достойное сожаления или осуждения. Тут всё зависит от самого человека, что он ищет в нашем прошлом: повод для злобы и ненависти или почву для сближения и тесного сотрудничества наших народов. Поэтому не стану копаться во всех этих исторических дебрях, а обращусь сразу к последним трём десяткам лет наших отношений как независимых государств. Должен сказать, что не претендую на роль профессионального политолога, это лишь размышления вдумчивого обывателя, пытающегося разобраться в происходящем объективно, насколько это возможно.
Как известно, после референдума 17 марта 1991-го, в апреле в Новоогарёве началась работа по подготовке нового союзного договора между республиками, которая в рекордные сроки, уже к концу июля была фактически завершена. Новый договор устроил всех. Согласно ему, республики получали полную самостоятельность в вопросе формирования местной власти и безграничную экономическую свободу, оставляя центру заботу об обороне, внешнеполитическую деятельность, финансирование науки и пр. Честно говоря, я с этим документом не знакомился, но как-то слабо себе представляю, как за 3-4 месяца можно было продумать, согласовать и прописать все эти положения о разграничении полномочий союзного центра и республик. Такое ощущение, что тогдашние лидеры регионов вполне удовлетворились словами о своих неограниченных правах, в остальное даже вникать не стали. Но августовский путч фактически отправил этот странный проект в корзину. Затем был "парад суверенитетов", Беловежские соглашения и похороны СССР. Хотя лидеры центрально-азиатских республик до последнего верили в его сохранение. Почему они так цеплялись за разваливающийся Союз? Ну, наверное, потому, что ещё с брежневских времён установилась система, при которой руководство нацреспублик имело фактически безграничную власть, а любые попытки контроля пресекались намёком на то, что в республике есть мощные сепаратистские настроения и только нынешнее руководство способно их как-то сдержать. И можно было дальше спокойно "пилить" потоки бюджетных денег.
Начались те самые 90-е, со всем сопутствовавшим им бардаком, массой ошибок и поспешных решений. Где-то я прочитал, что Казахстан до последнего использовал в обращении советскую валюту. Звучало так, как-будто республика до конца хранила верность почившему Союзу. На самом деле всё было далеко не так пафосно. Назарбаев попросил руководство России печатать ему рубли для внутреннего оборота. Ельцин пошёл навстречу, надо полагать, не особо вникая в это дело, и Банк России регулярно отправлял соседям целые контейнеры дензнаков, абсолютно таких же, какие ходили и у нас. Результат не заставил себя долго ждать. Не успев пересечь границу, вся эта денежная масса сразу оказывалась в российских обменниках и в магазинах, разгоняя и без того неслабую инфляцию и стремительно девальвируя нашу валюту. Пришлось ЦБ в тайне подготовить целую спецоперацию по замене старых купюр на банкноты нового образца.
А в целом в 90-е наши отношения были как бы поставлены на паузу. Россия стремилась стать частью западного мира и была не сильно заинтересована в развитии связей с бывшими союзными республиками. Казахстану пришлось принять концепцию "многовекторности", пытаясь найти себе партнёров на том же Западе. Что с успехом и было проделано. Правда, несколько поспешно, без серьёзной проработки и просчёта всех плюсов и минусов, что и привело к заключению всех этих СРП (соглашений о разделе продукции), ставших настоящей бедой для республики.
В 2000-х всё резко изменилось. Россия начала избавляться от иллюзий 90-х в отношении Запада. Те условия, на которых он готов был с нами "дружить", нас абсолютно не устраивали. А потому искать деловых партнёров и политических союзников следовало в первую очередь на просторах СНГ и среди традиционных друзей на разных континентах. В это время лидеры России и Казахстана стали встречаться чуть ли не ежемесячно. Путин с большим энтузиазмом воспринял идею Назарбаева о Евразэс. Кроме того, совместно с Китаем наши страны учредили ШОС, к которой присоединились в том или в ином качестве многие государства. Но самым главным нашим совместным проектом было создание Таможенного союза, новой торгово-экономической площадки, своего рода альтернативы европейскому Общему рынку, к которому могли присоединиться не только страны СНГ, но и все желающие, у кого возникли трудности с поиском рынков сбыта для своих товаров. Интерес к ТС проявили Пакистан, Турция, Израиль, говорили, что даже Греция в разгар своего кризиса готова была выйти из Евросоюза и присоединиться Таможенному союзу. Но всё упёрлось в позицию Украины, которой приспичило сыграть свадьбу с ЕС. Не сомневаюсь, если бы Янукович расшугал-таки майдан, то создание полноценного торгово-экономического пространства с участием многих стран состоялось бы в самые короткие сроки. А вместо этого переворот в Киеве, санкции и едва живая затея с созданием ЕАЭС.
Но самое неприятное началось с введением контрсанкций РФ против западных "доброжелателей". Тут себя проявили, казалось бы, ближайшие наши союзники и партнёры. Белоруссия вдруг как-то сразу стала крупной морской державой, поставлявшей на наш рынок рыбу и морепродукты с кое-как заклеенными логотипами фирм из недружественных стран. А Казахстан погнал через себя оттуда же овощи и фрукты. Как говорил один мой знакомый: "Друзья познаются в еде..."
Но всё это мелочи. Больше всего шороху Казахстан навёл в этом году рядом заявлений и некоторыми действиями своего президента Токаева, связанными с Украиной и западными санкциями. Первая реакция у меня тоже была шок и возмущение. Но потом, спокойно поразмыслив, понял, что для осуждения нашего южного соседа никаких оснований у нас нет.
Во-первых, Казахстан не состоит с нами ни в каком военно-политическом союзе, а значит, и не имеет перед РФ никаких жёстких обязательств в этих сферах. В ОДКБ мы со своими проблемами, связанными с Украиной, за поддержкой не обращались.
Во-вторых. Даже если бы у нас был некий жёсткий союз, прежде, чем начинать СВО на Украине и ожидать хотя бы политической поддержки от союзников, нам следовало бы провести консультации с ними, обсудив в том числе и возможные последствия для них в случае одобрения наших намерений. Естественно, ничего подобного не было.
Получилось так, что своими действиями мы поставили партнёров по ЕАЭС перед крайне неприятным для них выбором между поддержкой России и попаданием на вторичные санкции и сохранением добрых отношений с Западом, портить которые в их планы не входило. Поэтому в Кремле с таким спокойствием реагировали на все громкие заявления Токаева. Я вполне допускаю, что весь этот информационный шум был заранее согласован между Москвой и Нурсултаном.
На самом деле, на мой взгляд, Казахстан заинтересован в победе России в его противостоянии с Западным миром, ибо она приведёт к его неизбежному ослаблению, а стало быть, у республики появится возможность полностью восстановить свой суверенитет и пересмотреть абсолютно не выгодные ей условия СРП. Тогда у страны появятся средства для внутренних инвестиций, что позволит развивать собственную промышленность и налаживать более тесные кооперационные связи с членами ЕАЭС, постепенно отказываясь от чисто сырьевого направления в экономике.
А пока несколько цифр по нашим торгово-экономическим отношениям.
Товарооборот между Россией и Казахстаном в 2021-м составил
- $25 620 992 659
Экспорт России в Казахстан в 2021 году составил $18 477 728 206.
Импорт России из Казахстана в 2021 году составил $7 143 264 453
Сальдо торгового баланса России с Казахстаном в 2021 году сложилось положительное в размере $11 334 463 753.
Что это значит? Это значит, что долг республики перед РФ увеличился на очень существенную сумму. Но это лишь одна часть проблемы. Главная засада состоит в том, что России просто нечего особо импортировать из Казахстана, сырья у нас и своего достаточно. Вот для того и нужны внутренние инвестиции, чтобы развивать своё производство, не влезая в лишние долги и не попадая в очередную кабалу. Одно только настораживает. Токаев вышел с предложением к парламенту ограничить полномочия президента одним семилетним сроком. Хватит ли ему этих семи лет для проведения всех необходимых преобразований в стране? Остаётся только надеяться, что всё у него получится и пожелать удачи Касым-Жомарт Токаеву на предстоящих этой осенью внеочередных президентских выборах.
ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА: ПОЖАЛУЙСТА, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ Александр Боборыкин и я постараюсь, в меру своих возможностей, рассказать вам о сути происходящих в мире событий.
Пожалуйста, не забывайте ставить лайк, если, конечно, материал вам понравился. Буду очень рад вашим комментариям, мне крайне интересно ваше мнение.