Маленькое, но интересное наблюдение провела группа робототехников, специалистов по информатике и психиатров из Кембриджского университета. Они попробовали с помощью социального робота-тренера оказать позитивную психологическую помощь детям одного из интернатов.
В исследовании приняли участие 28 детей в возрасте от 8 до 13 лет. Робот, который сам был размером с маленького ребенка, провел серию стандартных психологических опросников, чтобы оценить психическое благополучие каждого участника.
Дети были готовы довериться роботу, иногда делясь с роботом информацией, которой они еще не делились до этого с другими людьми, не отмечали в онлайн-опросниках или личных анкетах. Это первый случай, когда роботы использовались для оценки психического состояния детей.
По мнению ученых, роботы могут стать полезным дополнением к традиционным методам оценки психического здоровья. Но лишь как дополнение, заменять профессиональную поддержку психического здоровья, оказываемую человеком, они не будут.
Профессор Хатидже Гунес, возглавляющая Лабораторию аффективного интеллекта и робототехники в Кембридже, сказала: «Дети открыты к новым технологиям, их тянет к ним, и они воспринимают их иначе. Например, они легко уходят из физического мира в мир онлайн. Роботы как посредники для связи с внутренним миром ребенка просто идеальны, потому что они представители физического мира и в то же время более интерактивны, поэтому дети более вовлечены во взаимодействие с ними».
Для исследования использовался робот Nao — человекоподобный робот ростом около 60 сантиметров. С каждым из детей он провел 45-минутную сессию, за которой из соседней комнаты наблюдали ученые и родители. Непосредственно перед экспериментом дети и их опекуны заполняли стандартную онлайн-анкету, чтобы оценить психическое здоровье каждого ребенка.
Во время работы с детьми робот выполнял четыре задачи:
- Задавал открытые вопросы о счастливых и грустных воспоминаниях за последнюю неделю.
- Проводил краткий опросник настроения и чувств (SMFQ).
- Давал задание с картинками из детского апперцептивного тест (CAT).
- Фиксировал данные по пересмотренной шкале тревоги и депрессии у детей (RCADS) для выявления возможных сопутствующих тревожных расстройств или депрессии.
Участники взаимодействовали с роботом на протяжении всего сеанса, разговаривая или прикасаясь к датчикам на руках и ногах робота. Дополнительные датчики отслеживали сердцебиение участников, движения головы и глаз во время сессии. Все дети сообщили, что им понравилось общаться с роботом: некоторые делились с роботом информацией, которой не делились ни лично, ни в онлайн-анкете.
Поскольку робот, которого использовали ученые, был размером с ребенка и совершенно не опасен, дети воспринимали его как доверенное лицо — они чувствовали, что у них не будет проблем, если они поделятся секретами с ним. Исследователи также обнаружили, что дети с большей охотой, чем взрослому, сообщали роботу личную информацию — например, о том, что над ними издеваются.
Соавтор исследования доктор Миколь Спитале сказала: «Мы не собираемся заменять психологов или других специалистов в области психического здоровья роботами, поскольку их опыт намного превосходит все, что может сделать робот. Однако наша работа показывает, что роботы могут быть полезным инструментом, помогающим детям открываться и делиться вещами, которыми им поначалу может быть неудобно делиться».
Ангелина Реймхе