Кажется, столько исторических примеров о превратностях судеб, об удивительных превращениях гадкого утенка в белого лебедя и наоборот, ан нет. Снова и снова, поколение за поколением одна и та же история: наглым и тупым хочется господствовать. И начинается этот процесс (точнее, лучше всего просматривается) в школьные годы.
У нас на параллели заметно выделялась группа надменных девиц, которые в своем лидерстве не сомневались. Отходя в сторону, напомню — истинный лидер свою миссию определяет примерно так: служить людям. Но это именно про истинного. Про настоящего лидера с большой буковки «Л». А тут совсем другой случай.
Девицам было свойственно находить малейший повод, чтобы высмеять какую-либо скромную, тихую девочку. Идеально, если она к тому же еще и учится хорошо. Балетом занимается, скрипочку «пилит», из библиотеки не вылезает? Так еще лучше!
Из группы ментально покарёженных девиц верховодили Злата и Аня. Родители у обеих — начальники среднего звена. Точней не скажу, запамятовала. Допустим, главный инженер НИИ папа у одной, у второй мама в торгово-распределительной системе не последний человек. Принадлежность к такой «касте», хошь не хошь, а давала массу поблажек со стороны педсостава.
В один из периодов скуки, выискивая очередную мишень, лидерская парочка выглядели Машу Быстрову. Смехом прежде всего наградили её нерасторопность (при такой-то фамилии!). Затем, поскольку жертва игнорировала первые нападки на себя, избрали другой метод. Под умный блеск в глазах и с заинтересованными интонациями просили разъяснить какой-нибудь непонятный момент из школьной программы. История, математика, литература…
Девчонка безотказно соглашалась. Тратила время, отрывая его от себя, а в итоге получала громкий смех:
— Да пошла ты знаешь куда? Со своим тагангенсом вместе! Видела бы ты себя, упштейн! — ухохатывались скромноинтеллектные.
Маша искренне не понимала, как можно не запомнить фамилию Энштейна, названия тригонометрических функций, да и вообще что тут смешного, если скоро контрольные — самое время поднажать на учёбу.
…И тут вдруг объявляют интересное, новое. Странное даже.
— У нас в школе решено провести смотр модной коллекции швейной фабрики «NNN». Девочек нужно 8 человек. Разной комплекции. Вот, познакомьтесь, Людмила Игоревна, она всё вам сейчас объяснит.
Естественно, в ряды «звёзд подиума» (сцены в школьной столовке) первым делом выбрали Злату и Аню. Внешность у них яркостью обладала. С ростом, а главное, эксцентричной манерой держаться тоже полный порядок. Оказалась в рядах отобранных и, как ни странно, Маша.
Сокращу часть рассказа о том, каких только насмешек не пришлось ей проглотить от двух умственно прищемлённых. И о том, как «профессионально» (если судить по нынешним меркам) выхаживали по столовской сцене две псевдолидерши. Забегу лет на двадцать вперёд.
Обо всех троих мне стало эпизодически известно гораздо раньше, но к 35-летию картина завершилась полностью. Злата спилась и потеряла всё, что до перестройки ей заботливо аккумулировали родители — по тем временам это машина, дача, запасы золотишка в изделиях, кой-какие связи. Немногим отличилась Аня. Многократно выходила замуж. Контингент от сына начальника РОВД и фарцовщика со стажем до наркодилера и голопопого барда (это уже после перестройки).
Теперь про Машу Быстрову. Девушкой она была действительно неспешной. Обстоятельно закончила школьную ступень, выучилась в институте легкой промышленности, не оставляя своей страсти к иностранному. Своей тропой пришла к развитию сначала пошивочной мастерской, затем целой сети ателье по городу, затем модельного агентства и, уже как приложение к «женской империи», запустила направление wellness со всеми комплексными примочками.
Спутник жизни ей встретился в Италии, где трудяга бывала в связи со своей бурной профессиональной деятельностью. Муж не иностранец, просто там же работал. Дочь родили, от нее два внука. Как-то раз мы с ней пересеклись у общих, не очень близких знакомых. Общаться некогда было, а все-таки свои утиные вышагивания на столовском подиуме не могли не вспомнить (меня ведь в ту группу тогда тоже отобрали). Посмеялись от души, а Златку и Аньку почему-то стало жаль…