Найти в Дзене

Второй раз в первый класс: как шестилетняя Настя из Лисичанска собиралась в школу в Воронеже

    1 июня Настя вместе с родителями и старшей сестрой приехала в Воронеж. Анна ГРЕБЕНКИНА
1 июня Настя вместе с родителями и старшей сестрой приехала в Воронеж. Анна ГРЕБЕНКИНА

- Настя, ну не вертись! Хвосты уже растрепались - придется банты перевязывать, - с негодованием произносит Елена Прудкая.

1 сентября ее шестилетняя дочь идет в первый класс. Двери для нее распахнула воронежская школа № 48. Правда, первый звонок прозвенел для девочки уже во второй раз. Сначала он прозвучал ровно год назад в городе Лисичанск Луганской области. Однако обстоятельства сложились так, что Насте пришлось прервать обучение и вместе с родителями и старшей сестрой переехать в Россию.

    Новые банты Насте купили специально ко Дню знаний. Анна ГРЕБЕНКИНА
Новые банты Насте купили специально ко Дню знаний. Анна ГРЕБЕНКИНА

***

На часах 7.40. Женщина стоит посреди номера гостиницы на улице Донбасской. Здесь находится пункт временного размещения беженцев. В небольшой комнате - три двухъярусных кровати, два небольших шкафа и стол. Справа от входа - вешалки и несколько полок: для имеющихся вещей их хватает. Над дверью висит небольшой телевизор.

Глава семейства уже ушел на работу: осваивает профессию каменщика. На дальней из кроватей, свернувшись калачиком, лежит девятилетняя Соня. Ей в школу только к 11 часам, но она уже не спит. С интересом наблюдает, как собирается в первый класс ее младшая сестра.

Белокурая первоклашка в такого же цвета кружевной блузочке сидит на стуле. Пока мама колдует над ее прической, та норовит повернуть голову в сторону телевизора: мультики показывают.

    Красота на линейке требует усидчивости. Анна ГРЕБЕНКИНА
Красота на линейке требует усидчивости. Анна ГРЕБЕНКИНА

- Косички плести не умею. Да и волосы у Насти такие, что через пять минут все распушатся, - закручивает потуже резинку мама.

После бантов Елена помогает малышке надеть колготки, юбку и туфли. Пара минут - и девочка уже готова к выходу. Сегодня первоклашкам разрешили приходить без рюкзаков: уроков не будет. Но пока есть время, Настя показывает мне свой портфель.

    Следующий этап сборов - колготки, юбка, туфли. Анна ГРЕБЕНКИНА
Следующий этап сборов - колготки, юбка, туфли. Анна ГРЕБЕНКИНА

В розово-фиолетовом чемоданчике несколько тетрадей и розовый пенал. Учебники девочка еще не получила, но их веса точно не боится. Книги - точно не самое тяжелое, что выпало на долю ребенка.

    Портфель первоклашки. Анна ГРЕБЕНКИНА
Портфель первоклашки. Анна ГРЕБЕНКИНА

«Мужа чуть не забрали на блокпосту»

Елена и ее муж Вилорий родились и выросли в Лисичанске. Там же появились на свет две дочери - Соня и Настя. Муж работал на Северодонецкой ТЭЦ, ремонтировал турбины. Лена долгое время занималась детьми и хозяйством. Девочек даже не приходилось водить в детсад.

Год назад Настя попросилась в школу: надоело провожать старшую сестру на учебу, а самой возвращаться домой. Одно из местных учебных заведений согласилось принять пятилетнюю девочку в первый класс. Немного освободившись, Елена стала риелтором. Правда, походить в школу Насте, а ее маме - поработать довелось не долго. Весной 2022-го, когда родителям во время обстрелов неоднократно пришлось хватать детей и бежать посреди ночи в погреб, семья решила: пора уезжать. 4 апреля они покинули родной город.

- Двинулись в сторону города Сватово. Остановились в 20 км от него, в деревне. Прожили месяц, но там было прям очень глухо. Переехали в Сватово. А потом там сбили три «Точки У», одна из них сдетонировала. Людей поразрывало на куски, поэтому мы двинулись дальше. 1 июня оказались в Воронеже. Ехали на двух машинах со знакомыми. Им было у кого остановиться, мы же бежали в никуда. Целые сутки в дороге. У мужа глаза уже вот такие были, - женщина округляет свои. - Когда въехали в город, остановились у киоска. Увидели продавщицу, которая ждала сменщицу, попросили помощи. У нас ведь даже телефоны не работали: не было местных сим-карт. Женщина по нескольким номерам позвонила в МЧС, сказала, что у нее тут две семьи беженцев. Так вот мы и оказались здесь. Три месяца живем в этой гостинице.

В Лисичанске у Прудких остались родители и братья. Брат Елены отказался выезжать из города, потому что побоялся украинских солдат:

- У меня мужа чуть не забрали на блокпосту, когда с Лисичанска выезжали. Стоит этот военный с важным видом и говорит: «Ну, и что мне с вами делать? Я не имею права вас выпускать!». Эти десять минут, казалось, длились вечно. А потом такой: «Ну, ладно, раз у вас двое детей, едьте». Девчонки тут же сидят в машине, все видят. И кричат так радостно: «Мама-мама, мы в Россию едем?» - голос Елены начинает дрожать. Чтобы не показывать слезы, она отходит к окну.

***

До выхода на линейку 15 минут. Настя скачет по кровати, за что получает от мамы не одно замечание: юбка же помнется. Развернуто отвечать на вопросы ребенок стесняется, но настрой очевиден: побыстрее бы уже пойти!

- В школу хочется? - спрашиваю.

- Да!

- А ты уже видела, где будешь учиться?

- Да, но внутрь не заходили.

- А что ты больше любишь: писать, читать, считать?

- Рисовать. Хочу стать дизайнером! - улыбаясь заявляет девочка.

В руках она сжимает популярного сейчас мягкого монстра Хаги Ваги. Любимый тигренок остался дома в Лисичанске, как и другие игрушки.

    Воронежский мягкий друг Насти. Анна ГРЕБЕНКИНА
Воронежский мягкий друг Насти. Анна ГРЕБЕНКИНА

Хочется Насте найти и друзей, и новые занятия. В пункте временного размещения 15 - 20 разновозрастных детей, но всем приходится проводить время вместе. Игровой площадки рядом с гостиницей нет. Ребята целыми днями бегают по коридору, дерутся и плачут, а потом мирятся. Конечно, такой режим уже утомил и малышню, и родителей.

Вместо родного города - руины

В июле, после освобождения русскими войсками Лисичанска, семья Прудких ездила домой за документами. Они требовались в том числе и для оформления дочерей в воронежскую школу. Когда подъехали к родному городу, вместо привычных панорам перед взором выросли руины.

- Смотрю, на дороге что-то валяется. Рыжего цвета. Знаете, похоже на бумажку или картонку, которую смяли. А на самом деле это части машин. Жмаканные куски металла. Землю с дороги счищали, и вот из этих куч на обочине тоже автомобили торчат. Мосты, которых нет. Понтоны, по которым страшно подниматься... - вспоминает Елена.

При всех этих разрушениях имущество семьи каким-то чудом уцелело. В доме выбило стекло во флигеле и несколько форточек, вынесло раму.

- Есть еще квартира. Вот за нее было страшно, потому что знали: был прилет. Перед подъездом воронка огромная. У соседки в комнате снаряд взорвался, у нас же просто плиты перекрытия полопались. Не знаю, как так через две стены получилось, но каким-то чудесным образом Бог защитил.

Вопрос о возвращении в Лисичанск для Елены трудный. Пока что присутствует лишь растерянность. С одной стороны, большой плюс - собственное жилье. С другой - куда и к чему возвращаться? Электричества, газа, воды до сих пор нет. По городу опасно ходить: с воздуха украинские военные разбрасывают «лепестки». Да и кто в целом может гарантировать безопасность?

***

8.05. Наконец-то Настя отправляется в школу. Радостно прижимается к маминому боку, затем берет ее за руку и выходит из комнаты.

- Ну что, пошли? - окликают Елену с дочкой администраторы гостиницы. Одна из женщин ушивала первокласснице юбку

- Ну, красавица! Удачи вам! Хорошего дня!

Школьная форма - сине-голубой клетчатый сарафан стоимостью в почти четыре тысячи рублей - оказался не по карману для семьи беженцев с двумя детьми. Черные костюмы и платья, которые покупали Насте и Соне еще для прошлой школы, не подошли по цветовому дресс-коду. Помогли волонтеры - привезли вещи. Правда, многие юбки и штаны потребовали ушивки. По росту они девочкам подошли, а по ширине - велики.

    Дорога от пункта временного размещения до школы занимает меньше пяти минут. Анна ГРЕБЕНКИНА
Дорога от пункта временного размещения до школы занимает меньше пяти минут. Анна ГРЕБЕНКИНА

- С канцеляркой очень помог отец Николай Лищенюк и Тихвино-Онуфриевский храм. Огромное им спасибо и за тетради, и за картон, и за цветную бумагу. Рюкзак старшей дочери они тоже приобрели. Сейчас помогают нам с рабочими тетрадями. Чтобы купить их для двух классов, нужно больше семи тысяч, - рассказывает Елена по дороге.

Настя, немного наклонившись вперед, размашисто шагает в сторону школы. В каждом ее движении чувствуется интерес и нетерпение. Практически у входа во двор встречаем двух мальчишек - Глеба и Сашу. Они тоже из ПВР, идут в первый класс вместе с нашей героиней:

- Будете хорошо себя вести? - спрашивают родители у ребят. - Драться не будете?

- Не буууудем, - дают нужный ответ ребята. И наконец-то все вместе оказываются перед школой.

    Вместе с девочкой в первый класс пойдут еще двое ребят из той же гостиницы. Анна ГРЕБЕНКИНА
Вместе с девочкой в первый класс пойдут еще двое ребят из той же гостиницы. Анна ГРЕБЕНКИНА

Несмотря на то, что линейка начнется только через полчаса, двор уже заполнен детьми и их родственниками. На каждом шагу кто-нибудь делает фото или снимает видео. Во время торжественной церемонии родителей попросят держаться в стороне, поэтому все стараются успеть сделать как можно больше удачных кадров.

Здесь Настя заметно оживляется. Общаться с детьми ей намного приятнее, чем со взрослыми. Раз - ребенок уже что-то обсуждает с мальчишками, два - пока класс выстраивают для общего фото, она уже болтает с одноклассницей. Из-за музыки и детско-родительского гама, разобрать слов не удается. Но по выражению лица понятно: девчонки нашли общий язык.

    В первый же день юная ученица перезнакомилась со многими одноклассниками. Анна ГРЕБЕНКИНА
В первый же день юная ученица перезнакомилась со многими одноклассниками. Анна ГРЕБЕНКИНА

Полчаса пролетели быстро. Подошло время линейки. У СОШ № 48 в этом году юбилей - 55 лет.

- Дорогие наши первоклассники, вы навсегда вписали себя в историю школы. Вы сегодня войдете в ее двери. Дорогие наши 11-классники, а вы в июне выпуститесь. И то, и другое произойдет в 55-й раз. У нас чудесный праздник. Желаю нам всем весь год помнить об этих пятерках. Пускай они всегда будут с вами: в тетрадях, и дневниках. Дорогие родители, спасибо больше, что помогали подготовиться к новому учебному году! - поздравил собравшихся директор школы Андрей Артемов.

    Со своими сверстниками Настя гораздо более разговорчивая, чем со взрослыми. Анна ГРЕБЕНКИНА
Со своими сверстниками Настя гораздо более разговорчивая, чем со взрослыми. Анна ГРЕБЕНКИНА

В целом линейка прошла традиционно: с торжественными обращениями, песнями, танцами и стихотворениями. После символично прозвучавшего первого звонка дружными рядами, класс за классом малыши зашли в школу. Они отправились на свой первый, приветственный урок.

    После первого звонка ребята отправились на свой первый урок. Анна ГРЕБЕНКИНА
После первого звонка ребята отправились на свой первый урок. Анна ГРЕБЕНКИНА

«У нас так не кажуть!»

В семье Прудких все говорят по-русски. Но когда старшая дочь Соня пошла в школу, с ними уже разговаривали на украинском.

- Невозможно было заниматься. Каждый год - перечень новых слов. Это даже не классический украинский, который мы учили с мужем, - какой-то суржик. И вот учитель ей объясняет одно на уроке, я дома говорю по-русски. Бывает, позвоню педагогу -спросить, что вообще в книжке написано, как это понимать. А она мне в ответ: «Гугл» вам в помощь», - негодует Елена. - И вот сидишь, разбираешься, будто с иностранным языком.

Аналогичные правила стали вводить и владельцы местных магазинов. Продавцы должны были разговаривать только на украинском, никаких ответов на русскую речь.

- У меня напарница оказалась в Ивано-Франковской области (Западная Украина, - ред.). Тоже уезжали от военных действий, но в другую сторону. Их поселили в доме вместе с хозяйкой. Так представляете, подруга утром сказала ей: «Доброе утро». А та с ненавистью ответила, что у них так «не кажуть», - даже в бытовом приветствии надо «прославлять» Украину! А на рынке, когда услышали русское произношение, злобно бросили: «Вы тут борщи варите, а наши сыны гибнут за вас». Только вот кто их заставлял погибать?

Про украинских солдат Елена тоже не может сказать ничего хорошего. С 2014 года они находились в Лисичанске. И вели себя, мягко говоря, не очень.

- Перед заходом русских солдат они прям бесновались. Разграбляли магазины один за другим, вывозили продукты, бытовую технику. Родственники рассказывали, что, угрожая автоматом, заставляли снимать с себя золото и отдавать им. Когда люди говорили, мол, вы же нас должны защищать, те отвечали: «Мы сюда на заработки приехали. Нам треба».

***

    Вместе с новым учебным годом для ребят начинается новая жизнь. Анна ГРЕБЕНКИНА
Вместе с новым учебным годом для ребят начинается новая жизнь. Анна ГРЕБЕНКИНА

- Ребята, как зовут героев мультика, которые всегда спешат на помощь? А какое имя у девочки с синими волосами? - учительница 1В класса Елена Боева подготовила для первоклашек викторину. Иллюстрации к ней показывает на проекторе.

Слова педагога буквально через каждую минуту прерывают вопросы и спонтанные ремарки 24 юных школьников:

- Слог - это две буквы в одном слове!

- Осенью трава начинает чуточку подсыхать!

- А мы обедать будем?

- А в туалет можно?

- Когда же мы уже освободимся?!

Настя уселась с только что обретенной подружкой Катей на переднюю парту. Поэтому, когда во второй части занятия начинается знакомство ребят друг с другом, девочка выступает первой. Желание стать дизайнером малышка не озвучивает, а говорит, что любит математику. Как провела лето? Ездила к бабушке!

    Активная первоклассница тут же уселась за первую парту. Анна ГРЕБЕНКИНА
Активная первоклассница тут же уселась за первую парту. Анна ГРЕБЕНКИНА

В ответах Настиных одноклассников тоже звучит что-то про дачу, море, родственников, увлечение лепкой и рисованием...

Так пролетает полчаса. В окончание Елена Игоревна раздает ребятам леденцы и небольшие пакетики со сладостями: у одного из первоклашек 1 сентября день рождения. Затем учительница выводит детей к толпе ждущих своих чад родителей:

- Ма-ма, ма-ма! - Настя подбегает к Елене и Соне, рассасывая леденец.

- Ну, как все прошло? - интересуются мама и сестра. - Познакомилась с кем-нибудь?

- Да, у меня теперь есть подружки - две Кати, - улыбается девочка.

- А где тебе больше понравилось 1 сентября: здесь или в бывшей школе?

- Здесь! В классе такой большой экран!

- Настя, а ты знаешь, где мы сейчас находимся?

- Да, мама, мы в Воронеже.

...В этот же день в школы города пошли еще около 200 детей из семей беженцев.

    Вместе с Настей, Сашей и Глебом в воронежские школы отправились еще около 200 детей с Донбасса. Анна ГРЕБЕНКИНА
Вместе с Настей, Сашей и Глебом в воронежские школы отправились еще около 200 детей с Донбасса. Анна ГРЕБЕНКИНА