Вопрос о том, что может являться casus belli для объявления войны, очень неоднозначный. Например, нанесение ущерба экономическим интересам государства - это повод для войны? Западные страны считают, что нет, иначе они бы не вводили так легко санкции против России и других стран. Однако в первой половине XIX века, когда Китай запретил продажу опиума на своей территории, Англия сочла, что Пекин тем самым создал угрозу её экономическим интересам и объявила ему войну, которую поддержали, кстати, США. А через несколько лет разразилась уже вторая опиумная война, целью которой был уже не только свободный экспорт наркотиков, но и полная свобода действий торговцев Англии, Франции и США на территории Китая. Так что вполне себе повод.
Очень часто приходится сталкиваться с утверждением, что Первая мировая война началась с убийства Эрцгерцога Фердинанда. Это не так. Через месяц после инцидента Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум из 10 пунктов, 6 из которых заключали в себе требование прекратить в стране пропаганду против Австро-Венгрии. Отказ выполнить лишь один пункт (допуск государственных служб империи в Сербию для организации работы по пресечению антиавстрийской деятельности) и стал поводом для войны. К слову, таковым мог стать любой пункт из ультиматума.
Фактически поводом для войны могут стать любые враждебные действия одного государства в отношении другого. Не говоря уж о создании неприемлемых угроз безопасности, что является просто эталонным поводом для объявления войны. В ходе той же Первой мировой Германия объявила войну России в связи с её отказом прекратить мобилизацию. Поэтому антироссийские действия Запада в последние годы очевидно направлены не на укрепления мира и основаны лишь на уверенности, что Россия за это войну не объявит.
Хотя история знает немало примеров, когда войны начались и из-за менее значительных поводов, чем экономические санкции. Фактически большая война не начинается исключительно из-за терпения России. Где предел этому терпению не знают ни западные политики, ни сама Россия. Поэтому, испытывая терпение русских, Запад ходит по очень тонкому льду...