Найти тему
dinVolt

Толкинист смотрит "Властелин Колец: Кольца власти" (1 серия, 1 сезон)

Итак, вышел ожидаемый сериал, и, естественно, мне по долгу службы придётся его смотреть, хотя сериалы я так не особо люблю. Так что берегитесь спойлеров, и поехали. Я не буду пересказывать сюжет - умбарские пираты работают вовсю, и если у вас есть желание, то можете сами оценить. Коснусь только того, что лично меня зацепило с хорошей или плохой стороны.

Начинается серия с того, как дети гнобят юную Галадриэль - какой-то молодой пацан закидывает камнями бумажный кораблик, который та запускает по течению реки. И здесь, с самых первых моментов происходит то, чего я, собственно, опасался - прекрасные мелочи в деталях, но полный провал в целом.

Красивый пейзаж, бумажная лодочка, которая в воде расправляется и превращается в настоящий корабль в форме лебедя - как настоящие корабли эльфов-телери в "Сильмариллионе", и этот момент с эльфийской магией как раз такой, какой нужно - без всяких там огненных шаров, а как будто так и должно быть. Эльфийская магия основана не на колдунстве, а на понимании того, как работают вещи. Ну здорово же.

А с другой стороны - вот о чём эта сцена? Женщину обижает мужчина, она противостоит мужчине и побеждает его с помощью физической силы. То есть, вот чтобы создать сильного женского персонажа, нужно не прописывать характер этого персонажа, его поступки, идеалы, ум, а просто превратить мужика в орка - ведь именно орки совершают злые поступки просто потому, что им это доставляет радость, - а потом женщина должна его побить. Учитесь, Эллен Рипли, Гермиона Грейнджер, Дана Скалли и Лея Органа, вот так надо было поступать, а не то что вы там, тьфу.

-2

Дальше нам вкратце пересказывают события времён Эпохи Древ и Первой Эпохи. И это прямо больская боль. Ладно там, что нам не показали Унголиант или Тингола, за несколько минут пересказать события "Сильмариллиона" - это не самая простая задача, и понятно, что для экранизации такие сокращения неизбежны. Но, блин. В книгах Галадриэль никогда не горела желанием как-то мстить Морготу, хоть и поддержала исход эльфов. И из событий Первой Эпохи нам не показывают буквально никого - ни Феанора, ни Финголфина, ни Берена, ни Лутиэн, ни Эарендиля. Создаётся ощущение, что все войны с Морготом вели эльфы во главе с Финродом и Галадриэль.

Историю Финрода при этом исковеркали насколько возможно. В сериале нам рассказывают, что он отправился на поиски Саурона, но Саурон нашёл его первым. Что это за бред вообще? Где тот Финрод, "благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ", который оставил свой престол, чтобы исполнить клятву и помочь Берену добыть Сильмариль? И погибший, защищая его, человека, от волков Саурона?

Кстати, про исход. По серии может сложиться впечатление, что Валинор - это название континента. Но это не так. Западный континент называется Аман, а Валинор - это область на этом континенте, в которой обитали Валар и эльфы. Ну и карту нам показывают не ту, что надо - Третьей Эпохи (даже не Второй, а Третьей), а не Первой, о которой идёт речь.

В общем, посмотрев сериал ничего про Первую Эпоху вы не узнаете. Например, вот что это за битва? Битва Внезапного Пламени? Но там из драконов был только Глаурунг, а он бескрылый. Битва Бесчисленных слёз? Но к тому моменту Финрод уже погиб.

-3

Потом нам говорят, что орки перешли на службу к слуге Моргота, которого звали Сауроном. Дважды нет. Во-первых, Саурон бежал и долгое время скрывался. А во-вторых, орки его не звали "Саурон", потому что это - прозвище, данное ему эльфами, и переводится оно примерно как "вонючка". Потому что искажённый, злой дух распространял вокруг себя неприятный запах, а Саурон был очень искажённым и очень злым, и эльфы это чувствовали. Сам Саурон называл себя "Майрон" - "Великолепный".

-4

Так или иначе, Галадриэль решает продолжить несуществующую миссию своего погибшего брата, и решает найти Саурона. Она ведёт отряд на крайний север, где была крепость Моргота, и там, после пары прыжков на верёвках вокруг снежного тролля, злые мужики из её отряда опять её предают, отказываясь идти дальше.

-5

Дальше мы знакомимся с хоббитами, и, стыдно признаться, но за пределами пары темнокожих персонажей, я просто обожаю каст на роли хоббитов. Они все такие простодушные, круглолицые, с курчавыми волосами. Про хоббитов той эпохи по текстам мы ничего не знаем, и хотя я подозреваю, что Толкин подразумевал их более чистоплотными (намного более), в целом я могу выключить своего внутреннего критика и с интересом смотреть на сцены с их участием.

-6

Кстати, говоря о хороших вещах - а они ведь тоже есть. Например, маллорны. У Толкина это деревья с золотой листвой и серебряной корой, которые росли в Амане. Оттуда они попали в Нуменор, а нуменорцы дали их семена Гиль-галаду. Он пробовал посадить их в Линдоне, но там они не прижились, и несколько семян забрала Галадриэль, которая сумела вырастить маллорны в Лотлориэне.

И зацените, как это обыграли в сериале. В Линдоне растут маллорны, но когда зло возвращается в Средиземье, они начинают увядать. Это потрясающая адаптация текста - да, не слово в слово передано, да, немного расширили историю, добавили смысловые акценты, но это не противоречит книгам, а представляет одну из версий того, что могло случиться с этими деревьями, причём версию весьма логичную. В чём проблема? В том, что это не сюжет. Команда художников, постановщиков, и, возможно, помощник сценариста или консультант, потрудились на славу, передавая нам кусочек мира Толкина. Вот только их труды ни на что ни влияют, потому что сюжетом занимались не они.

-7

А по сюжету дальше у нас очередной мужик, на этот раз Элронд, угнетает бедную Галадриэль, упрекая её в том, что она ослушалась приказов короля, и вообще пора перестать сражаться, война с Морготом уже закончилась. Элронд, правда, хотя бы не совсем законченный орк, поэтому делает он всё это по-дружески и из благих побуждений.

Кстати, западные поклонники фильмов Джексона (не книг, а именно фильмов) оказались правы - роли Галадриэли и Элронда поменяли местами. В книгах Галадриэль - это женщина королевских кровей, которая обладает недюжинными абмициями и хочет править собственным королевством, а Элронд - верный слуга Гиль-галада, который борется со злом и не задумывается о какой-либо власти. В Третью Эпоху их роли немного выровнялись - Галадриэль отказалась от своей гордыни и отказалась от титула королевы Лотлориэна, хотя ей его и предлагали, а Элронд остался в своём стиле, и после гибели Гиль-галада хоть и собрал под своим крылом оставшихся нолдор, но никогда не претендовал ни на титул Верховного Короля, ни на какую-то власть над другими эльфами помимо тех, которые проживали в небольшом Ривенделле.

-8

И опять мы видим сцену, на которую я, как толкинист, смотрю с восхищением, но которая ни на что не влияет. Это сцена вот этого салюта:

-9

Что в ней такого? Дело в том, что вот эти формы очень явно вдохновлены рисунками самого Толкина, который в поздние годы жизни любил рисовать всякие абстрактные узорчики на газетах, конвертах и обрывках бумаги. Это не идеально точный вариант (у эльфов в красном салюте было бы не 11 "лепестков", а 12 - для симметрии), но всё-таки в этом кадре явно виден источник вдохновения.

-10

По сравнению с трейлерами некоторые вещи в сериале стали смотреться лучше. Например, коротковолосые эльфы или темнокожие хоббиты в общей картине, в движении и внутри истории выглядят не так страшно, как в трейлерах. Да, это неканон, но у эльфов всё равно достаточно пышная шевелюра, хоббиты за счёт подбора актёров, грязи и освещения все выглядят достаточно смуглыми в разных вариациях. То есть, при желании и на тех, и на других можно смотреть и не плеваться при этом, несмотря на определённую неканоничность. Но есть и исключение - это наш любимый эльф Афрондир.

Я старался. Честное слово, я старался, как мог. Я смог разглядеть в нём некоторые эльфийские черты вроде скул или формы лица. Но всё равно, когда я вижу этого темнокожего парня со стрижкой под машинку и пластиковым доспехом, у меня возникает вопрос: "А откуда он взялся в этом мире?" Не потому что он чёрный, а потому что он выглядит максимально неуместно, выбиваясь не только из толкиновского канона, но и из вообще всех персонажей сериала. Могу только посочувствовать актёру, который отхватит огромную гору хейта только потому что создателям сериала не хватило таланта хоть как-то грамотно его вписать, а не выставлять белой вороной.

-11

Ну и дальше ничего особо интересного, на самом деле. Арондир влюблён в человеческую девушку. Галадриэль доплывает до прохода в Аман (который тут оформлен, пожалуй, чересчур магически-эпично), передумывает и спрыгивает с корабля в открытый океан - надо говорить, что в этом момент я начал просто обожать этот сериал? Премию Дарвина этой сильной и независимой женщине, срочно! С неба идёт огненный дождь из мужика, аллилуйя, и на этом первая серия заканчивается.

-12

В своём недавнем интервью для портала DTF я говорил, что у меня очень странные ощущения по поводу трейлеров, потому что над ними как будто работают две команды - одна из них просто безумно любит Толкина и, как минимум, уважает фильмы Питера Джексона, а другая это всё просто ненавидит и старается всеми силами уничтожить. И да - так в итоге и оказалось. К "мелким" исполнителям - художникам, актёрам, консультантам - у меня действительно пока что не оказалось практически никаких вопросов, они реально старались и выдали всё, что могли. Чего стоит хотя бы то, что всех актёров заставили исковеркать родной английский язык и произносить все эти раскатистые "р" и мягкие "эль" как и положено в эльфийском. Я даже уверен, что за иероглифическими надписями в книге хоббита-звездочёта действительно стоит какая-то разумная система письма (над языками работал Дэвид Сало - профессиональный лингвист, выступавший консультантом в фильмах Джексона и разработавший эльфийскую раскладку для клавиатуры). Но при этом самим шоу руководит другая часть команды, та самая, которая Толкина в лучшем случае совершенно не понимает, и именно эта часть отвечает за общий тон, за сценарий, за добавление каких-то неуместных, но необходимых по повесточке элементов. И поскольку именно эта главная часть либо нелепа до бесконечности, либо настолько же уныла (чего стоит тот факт, что из часа хронометража примерно тридцать минут нам рассказывают, как Галадриэль борется с желаниями мужиков), в итоге сам сериал получается очень и очень средним, несмотря на имеющиеся достоинства. Не прямо ужасным, надо признать, хотя я ожидал именно этого, а так, средним. Как говорят дотеры - "подпивасным".

#властелин колец #кольца власти #толкин