Как часто мы сетуем на недостаток сил, фантазии, таланта, времени для реализации задуманного. Кому-то для этого не хватает образования, финансовых ресурсов, мотивации — список можно продолжить. Но представьте, что однажды в ваш мир приходит незнакомец, который обещает помочь вам в любых ваших планах, и все что он требует взамен — всего лишь душу.
Вопрос выбора
Вы бы решились пойти на сделку с дьяволом ради обладания бесконечными возможностями для воплощения собственных идей? Готовы бы вы были пожертвовать этой странной субстанцией ради абсолютной самореализации? А может и в самом деле заключить эту сделку — ведь какая уже будет надобность в душе, когда вы познаете все и вся и проживете свою жизнь тотально, от нуля до максимального предела возможного?
Фигура доктора Фауста — архетип мировой литературы. Согласно историческим хроникам, этот персонаж действительно жил в средние века, вытворял необъяснимые фокусы, бахвалился своим могуществом, считался чернокнижником и чародеем. Люди искренне полагали, что Фауст заключил сделку с дьяволом в обмен на неограниченные возможности. Судьба Фауста закончилась плачевно, сделка не прошла бесследно — его душа навеки была отъята из его тела, а самого доктора прописали на вечное поселение в Ад.
Гете начал писать свою версию похождений этого героя в конце XVIII века, но уже задолго до этого времени Фауст стал одним из главных героев литературы эпохи Возрождения. Правда, воспринимался он тогда этаким трикстером, польстившимся на временное всемогущество, но до конца так и не осознав опасности договора с дьяволом. Подумаешь, продать душу!.. Да пусть забирает! Это произойдет так не скоро. Ведь главное для него — настоящий момент. А в настоящем моменте — он может позволить себе все!
Фауста высмеивали. Над ним потешались. Его образ постепенно из трагического превратился в комически-аморальный, а его смерть и сослание в преисподнюю воспринимались как закономерный итог зря прожитой жизни.
Жертвы Фауста
Пока за Фауста не взялся Гете. Великий писатель решил придать доктору совершенно другие черты: стремление к бесконечному познанию законов природы и глубин человеческой психики. Разве эти достойные цели не стоят того, чтобы пожертвовать самым ценным, что у тебя есть?
В начале трагедии Фауст, сидя в своем рабочем кабинете, который скорее можно назвать лачугой нищего ученого, уставший от бессмысленности книжных знаний, бесцельности существования, уже готов выпить отравленную чашу, чтобы покончить с никчемной жизнью.
Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком.
В это время появляется Мефистофель, предлагает доктору свои услуги, и тот в итоге соглашается. И действительно — а что ему терять: он пять минут назад был готов покончить с жизнью. Более того, Мефистофель обещает показать Фаусту такие тайны бытия, которых невозможно найти в книгах.
История гетевского Фауста чем-то напоминает историю Христа. Возможно, изначально Фауст идет на сделку с Мефистофелем из-за собственной апатии, но затем, когда он все больше и больше начинает познавать мир, место депрессии начинают занимать совершенно другие вещи: стремление к соединению с абсолютной красотой, «женственной» природой мира, желание сделать этот мир лучше. И если сначала ему интересны банальные, довольно низкие вещи — похоть, страсть, животная чувственность, дешевые фокусы — то чем больше он насыщается ими, тем сильнее его начинает тянуть к более высоким идеям. И в этом смысле сделка с дьяволом уже не рассматривается, как циничный договор. Это скорее собственное жертвоприношение ради счастья остальных людей. Фауст хочет вкусить все счастье этого мира, но и готов пожертвовать собственной душой, чтобы сделать жизнь других более осознанной и лучшей.
Мы драпируем способами всеми
Свое безволье, трусость, слабость, лень.
Нам служит ширмой состраданья бремя,
И совесть, и любая дребедень.
Конечно, в таких вопросах не обходится без жертв - и не только внутренних, но и внешних: возлюбленная Фауста нечаянно убивает собственную мать, становится причиной смерти своего брата, позже обрывает жизнь своего ребенка, а сама оказывается в тюрьме в ожидании казни. Тем не менее, небеса прощают ее - душа устремляется в рай.
Получив в конце трагедии кусок земли на берегу моря, Фауст начинает строить на нем новый мир. Но и здесь его стремление к лучшему натыкаются на смерть. Патриархальная семья - Филемон и Бавкида - не желают уходить с обжитого места и в итоге погибают от пожара. Новое всегда борется со старым. Не слишком ли много смертей ради одного героя? И можно ли строить новое, не разрушив старое?
Так кто победил?
Стоит отметить и позицию Бога в вопросе отношений Фауста с Мефистофилем. Всевышний, можно сказать, заключает с бесом пари — сможет ли тот совратить бедного, разочаровавшегося доктора. Он дает добро на эту сделку, веря, что в конечном итоге Фауст придет к истине. Формально пари выигрывает Мефистофель, который наконец дождался заветной фразы от Фауста: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!», что дает ему повод сладостно потирать руки в ожидании приза — души доктора. Но неожиданно появляется сонм ангелов, забирает душу Фауста и отправляет ее в Рай, к Гретхен.
Странная, скомканная концовка. Кто-то видит в ней идею абсолютного всепрощения, кто-то — намек на то, что победителем в споре Бога и дьявола вышел все-таки Фауст, другие — неспособность Гете на старости лет придумать более логичный или остроумный финал.
«Фауст» Гете продолжает задавать вопросы и по сей день. Это одна из величайших трагедий в истории всемирной литературы. Персонажем Фауста будут пользоваться впоследствии Булгаков и Томас Манн, Валери и Гессе, Сокуров и Шнитке.
Возможна ли подобная история в наше время? Согласились бы вы разделить судьбу Фауста или сами готовы встать в очередь к Мефистофелю ради достижения своих целей? Что для вас важнее — пойти во все тяжкие ради чего-то абсолютного, тотального или довольствоваться серединой, но в уюте и тепле?
#гете #фауст #литература