В наше время стало модным к месту и не к месту употреблять слово «психосоматика». В этой статье я выскажу своё мнение. Никому его не навязываю.
Если углубиться более детально, то психосоматика — это область медицинской науки, которая утверждает, что возникновение, течение и исход многих заболеваний непосредственно связаны с влиянием психики.
При переводе с древнегреческого языка «психо» – душа, «сома» – тело.
Другими словами, болезни тела — есть прямое следствие страдания души. Или, как говорят у нас в народе, «все болезни от нервов».
И это, действительно, имеет место быть. Об этом давно говорят не только психологи и психотерапевты, но и вполне себе ученые мужи со званиями и регалиями.
Многие представители медицины наотрез отвергают само понятие психосоматики. Другие специалисты по нетрадиционным методам лечения буквально все объясняют ей.
Видимо, истина, как всегда, где-то посередине.
Даже насквозь пропитанные материализмом, критически настроенные и не признающие само понятие «души» светила в области медицинской науки не отрицают влияние высшей нервной системы организма на проявление некоторых его патологий и расстройств.
Но, к сожалению, о психосоматике говорят в открытую пока, в основном, только психологи и представители нетрадиционной медицины. По моему мнению, нам, медикам, надо больше времени уделять этой проблеме.
Такие известные исследователи психосоматических реакций организма, психологи как Луиза Хей («Исцели свое тело»), Лиз Бурбо («Слушай свое тело»), психотерапевты Валерий Синельников («Возлюби болезнь свою»), Владимир Леви («Ошибки здоровья»), врачи нетрадиционной медицины Л. Виилма («Психологические причины болезней») и Александр Лоуэн («Депрессия и тело»), а также многие другие видят прямую связь между заболеваниями физического тела человека и его мыслями, эмоциями, представлениями о мире и жизни в целом.
Те, кому интересна эта тема, могут самостоятельно прочитать эти произведения, они написаны понятным простым языком и содержат множество примеров, которые подтверждаются профессиональной практикой.
Я, в свою очередь, скажу, что, наблюдая за пациентами на своей работе, прихожу к похожим выводам. В любом случае, абсолютно точно, что наше психическое состояние, особенности устройства нервной системы, темперамент, даже мировоззрение влияют на несколько факторов:
- на саму возможность возникновения той или иной болезни;
- на продолжительность, течение и тяжесть заболевания;
- на итог, скорость выздоровления, переход или не переход в хроническую форму.
Иногда человек испытывает неприятные ощущения, слабость, непонятные боли. Он убежден, что болен, проходит кучу самых разных обследований. Врачи, даже самого высокого уровня, не находят у него никаких серьезных отклонений, разводят руками. Человек идет еще куда-нибудь, едет в Москву, особо обеспеченные могут обращаться в клиники за границей, но четкого диагноза как не было, так и нет.
На вызовах такие пациенты обычно достают из шкафа и демонстрируют увесистую такую папку результатов разнообразных медицинских исследований и анализов, которые они проходили. Там чего только нет! И разные скопии (в том числе, колоноскопия, ФГС и др.), и МРТ всех областей тела, и анализы крови на все, что только можно, даже редкие инфекции и т.п.
И вот они показывают это все врачу скорой помощи, который их видит 5 минут и грустно, с надеждой смотрят ему в глаза, ждут диагноза и волшебного укола или совета.
Здесь следует упомянуть еще один момент.
Есть такое понятие — ипохондрия. И это тоже, вполне себе диагноз, который включен в международную классификацию болезней под кодом F45.2.
Ипохондрическое расстройство определяется как устойчивая озабоченность пациента возможностью иметь у себя тяжелое заболевание. Часто сочетается с депрессией и тревогой.
Это своеобразная навязчивая идея у человека, что он болен чем-то страшным.
Отличие этой самой ипохондрии от психосоматических расстройств заключается в том, что ипохондрик не имеет реальных симптомов болезни, они ему только кажутся или он принимает обычные ощущения за болезненные. А человек с психосоматикой имеет эти самые реальные проявления. Иногда его страдания весьма значительные и даже приводят к инвалидности. Но никакими медицинскими тестами они не подтверждаются.
Следует еще отметить, что бывают случаи симуляции, когда человек сознательно изображает, имитирует или вызывает у себя симптомы патологии, используя предыдущий свой жизненный опыт, а также определенные познания, взятые из книг, в интернете, от других людей. Все это он делает с определенной целью.
Например, в нашей практике это чаще всего встречается у осужденных или находящихся в СИЗО, у подсудимых на судебном заседании. Их цель понятна — как-то повлиять на ход процесса, отложить его. У задержанных в РОВД цель — поехать в больницу и сбежать по дороге или надежда, что оставят на лечение в стационаре. Это, прямо-таки, бывает очень часто.
Гуляет себе товарищ, бедокурит и не думает ни о каких заболеваниях, даже если они есть и весьма серьезные. Зато, как только попадает в руки правоохранительных органов, сразу вспоминает, как и чем он, бедненький, страдает, причем с самого детства.
Конечно, психосоматические расстройства – это совсем другое. И человек не виноват в том, что с ним происходит. Хотя, с точки зрения осознанности и учения о душе, с последним утверждением можно поспорить. Но сейчас не об этом.
Нужно учесть, что если такое приключилось с человеком, это совсем не означает, что он псих. Но многие люди, как раз этого и боятся, когда слышат рассуждения врачей, что им неплохо было бы обратиться к специалисту по психиатрии.
Поэтому врачи часто избегают говорить человеку напрямую, мол, запишитесь на консультацию к психиатру. Это вызывает, как минимум, непонимание, а иногда и неадекватную реакцию. Человек обижается, что, мол, я – ненормальный?!
Я сама на вызовах стараюсь не произносить слово «психиатр», а говорю «психотерапевт», и акцентирую внимание пациента именно на том, что это просто специалист по неврозам, по связи болезни тела с психическим состоянием. Получается более мягко, и больной не пугается.
И надо сказать, что, действительно, человеку с психосоматическими расстройствами, совершенно необходима помощь такого специалиста. Причем, специалиста хорошего, коего важно прицельно поискать, так как это того стоит.
Иначе пациент может так ходить по разным врачам до бесконечности, тратить уйму денег и нервов, пить разные таблетки, а толку будет ноль.
Не нужно бояться, что назначат какие-то серьезные нейролептики, запрут в психушке или ославят на весь мир. У спецов своего дела есть сейчас много других, немедикаментозных методов лечения, и это не значит, что это будет лоботомия.
Бывает, что подобные непонятные симптомы, которые ничем не подтверждаются, возникают у человека после какого-то большого по силе, значимого для него события, стресса. Он может даже не знать, не помнить и не понимать эту связь. Наша психика так устроена, что она защищает нас, вытесняя из осознанной памяти что-то трагичное, разрушающее.
На самом деле, память об этом хранится глубоко внутри, в подсознании и оказывает свое пагубное влияние на здоровье. Найти истинную причину способен иногда только профессионал.
Поэтому я как врач призываю увидеть у себя, осознать и принять эту проблему, если она есть.
Естественно, когда что-то беспокоит, нужно тщательно обследоваться, исключить наличие, действительно, серьезных патологий.
Если же вы уже прошли обследования вдоль и поперек всего организма, сдали массу анализов, побывали на приеме у врачей разного профиля, и причина не найдена, обратите внимание на то, что у вас может быть именно психосоматическое расстройство. И этому следует уделить внимание.
Что же помогает, в конце концов, при этом человеку?
По моим жизненным и профессиональным наблюдениям, улучшение бывает в трех случаях:
- обращение к хорошему, знающему психиатру или психотерапевту с медицинским образованием, который смотрит на мир широким взглядом, а не только знает исключительно пилюли и таблетки;
- изменение в корне своего мировоззрения, пересмотр оценки некоторых событий и жизненных приоритетов, а иногда и образа жизни;
- в некоторых случаях может помочь работа с грамотным психологом (в основном, на ранних стадиях).
Какой способ выбрать, решать только самому человеку. Порой большое влияние может оказать значимый для него родственник или близкий. И чем скорее человек обратится по адресу, тем меньше вероятность, что психосоматика перерастет в, действительно, тяжелое заболевание.
Тем, кто хочет поподробнее разобраться с темой психосоматики, я бы посоветовала почитать авторов, которых перечисляла выше, посмотреть составленные ими таблицы соответствия симптомов болезней и их возможных психологических причин. Правда, и здесь не все так однозначно. Но ознакомиться полезно, а также понаблюдать за собой, чтобы убедиться, так ли оно на самом деле.
Приведу лишь один пример — повышение артериального давления.
Согласно данным психологов и некоторых врачей, здесь главными пусковыми факторами является длительный стресс, внутренний конфликт, маниакальное стремление к карьерному росту, чувство вины, критичность, психологические травмы, склонность к самокопанию и пережевыванию старых обид, тревога и страх, упрямство, излишняя сдержанность, скрытность, накопление напряжения внутри из-за проблем на работе или в семье, стремление все контролировать, негибкость. Конечно, все усугубляют вредные привычки, нездоровый образ и ритм жизни.
Вначале все это способствует появлению психосоматических нарушений без явных отклонений. Беспокоит бессонница, раздражительность, вялость, навязчивые идеи, что есть какой-то страшный недуг, агрессия или безразличие.
В конце концов, это может вылиться в развитие гипертонической болезни как таковой или других заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Отсюда вывод: более эффективно можно лечить гипертонию, меняя одновременно и свое отношение к жизни в целом, к другим людям. Перестать критиковать и излишне контролировать своих близких, не копить обиды, научиться прощать и принимать ситуацию, если невозможно ее изменить. Избавляться от вредных привычек, иногда расслабляться и выпускать пар экологично, не задевая других людей. И так далее.
Так что, психосоматика, действительно, имеет место быть. И в первую очередь надо наводить порядок в своей голове и своей душе. Тогда будет больше толку и от общепринятого лечения.