Хорошему доброму человеку свойственно недооценивать угрозу со стороны злодеев. Да, люди склонны судить о других по себе, такова уж наша человеческая природа. И очень часто бывает, к сожалению, что хорошие люди не считают реально существующую угрозу действительно реальной – ну не думают они о людях так плохо, вот беда. И тот, кто точил ножи на другом конце города, действительно готовился напасть на вас, пусть вы по доброте душевной ничего и не подозревали.
Вы, по доброте душевной, старались быть чутким и осторожным, пытались усмирять свои подозрения, считая их отголосками старых травм, не хотели обижать ни в чем не повинного человека строительством укреплений и возведением противоосадных конструкций. А он, этот человек, действительно готовился к осаде – так бывает. И вот он напал на вас, а вы оказались перед ним совершенно беззащитным.
«Ну что делать», - наверняка скажут многие из вас. – «Дураком ты оказался, в следующий раз, если выживешь, будешь умнее. Будешь возводить стены и готовить оружие сам, коли не хочешь опять такого. И будешь подозревать всех и вся, и дуть на воду, обжегшись на молоке».
Да, эта стратегия – распространенная и весьма популярная, таким образом поступают почти все. Но надо ли мне еще раз говорить о том, как легко этот путь приводит к злу? Когда вы начинаете подозревать всех и вся, и боитесь каждой тени, вы слишком легко можете напасть первым, слишком легко можете стать агрессором сами. Этот страх, появившийся после уже однажды пережитого нападения, вас ломает, меняет вашу сущность и приводит вас к пути зла. Вы, может быть, и становитесь сильнее, но из хорошего человека вы вместе с тем превращаетесь в плохого, и этот ваш страх ведет вас в бездну.
«Я не боюсь, и вы не бойтесь», - говорил когда-то человек, переживающий сейчас едва ли не самое ужасное, что может за свою жизнь кто-либо пережить, и он говорил, вообще-то, именно об этом – об этом страхе, который превращает нас из хорошего человека в злодея. Потому что никакого зла во имя добра не существует, и нападая, вы не защищаетесь – вы именно что нападаете. Вы не можете принести кого-то в жертву во имя добра – если вы добры, такой жертвой можете стать только вы сами.
И, собственно, как это ни печально, это практически единственный способ пережить чье-то нападение и оставаться добрым. Вы переживаете нападение, фиксируете акт агрессии, распространяете знание об этой агрессии, чтобы предупредить других людей, если можете, защищаете себя, обессиливая или изолируя агрессора, если можете, добиваетесь для агрессора справедливого возмездия. И это единственный путь для добра, все, что оно может сделать, чтобы остаться добром. Любая месть и любая подготовка к атаке «во имя защиты» превращает добро в зло.
Что плохо? Вы становитесь жертвой реальной агрессии и можете серьезно пострадать. Что хорошо? Расклад добра и зла, если вы, принимая удар, не мстите и не нападаете, становится очевидным даже для тех, кто раньше говорил о каком-то «балансе». Ваше право называться добром становится неотделимым от вас, а напавший на вас злодей теряет свою маску, свои прикрытия и оправдания. Будущему добру так становится легче бороться с будущим злом. Стоит ли это жертвы? Каждый решает сам. Но чем легче добру бороться со злом, тем чаще оно побеждает, тем меньше зла в мире становится, и тем этот мир становится безопаснее для добрых людей.