Найти тему

Итак, «Фонтан»

Все искусство после Дюшана - концептуально. 

Его по праву можно назвать отцом всего авангарда. Эпатажный и вдохновляющий, человек, который рвал шаблоны, но подходил к этому с логикой и расчетом. В первую очередь шахматист, потом художник. Человек, который по-настоящему любил искусство и не боялся экспериментов. Все это Марсель Дюшан - икона современного искусства. 

Джозеф Кошут в своем эссе «Искусство после философии» как раз затрагивает наследие и роль Дюшана. По Кошуту, именно Дюшан первым поднял вопрос о природе искусства, о его функции и придал искусству его идентичность, «за что мы должны быть ему благодарны». На практике, именно всеми известный «Фонтан» стал олицетворением современного искусства. Дюшан объявил предметом искусства «самодостаточный готовый предмет». Тогда, в 1917 году, «Фонтан» наделал шуму и сломал искусство. Дюшан всего-то купил в магазине сантехники писсуар, перевернул его и подписал вымышленным именем. О «Фонтане» спорили, кто-то его ненавидел и не принимал, кто-то прославлял, кому-то удалось увидеть в нем силуэт Будды или Мадонны. Сам же Дюшан сказал следующее спустя года: «Я швырнул им в лицо писсуар, а они восхищаются его эстетическим совершенством». По Дюшану этот Фонтан был жестом «эстетического безразличия». Борис Гройс размышляет на эту тему и утверждает, что Фонтан наполнен «сексуальным символизмом и самыми разнообразными коннотациями, включая идею обнаружения чего-то скрытого или демонстрации чего-то вытесненного». Он считает, что Фонтан является непристойной шуткой о сексуальности. 

По Терри Смиту, «концептуалисты восприняли использование Дюшаном писсуара как провокацию или вызов доминирующему культурному мироощущению. Однако некоторые современные художники учатся у него тому, что инсталляция может быть сделана из чего угодно - из любого объекта или материала,- и что ее компоненты будут накапливаться без коннотаций или их будет так много, что какую форму им не придай, она будет случайной». 

Далее мы рассмотрим другую работу Дюшана - «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» и почему она возмутила и кубистов, и футуристов. 

#дюшан #авангард #фонтан #арт #современноеискусство #историяискусства