Найти в Дзене

Самые ужасные сцены драк из "Илиады", часть 2

Кем бы ни был Гомер (или кем бы он ни был, поскольку некоторые предполагают, что поэма представляет собой конкатенацию из нескольких источников), поэма демонстрирует постоянное болезненное увлечение тем, как тела сминаются под действием силы. Несколько раз, например, мы получаем извержения мозгового вещества, как в книге 9 здесь...

И владыка Агамемнон первым

убил человека; он быстро зарубил Биенора,

а затем его спутника, возницу Эилея,

который соскочил со своей машины, но когда он бросился прямо на него.

владыка Агамемнон пронзил его между глаз,

и копье не было остановлено тяжелой бронзой его шлема.

но пробило его насквозь и пробило кость, и его мозги

брызнули внутрь бронзы, и он упал в пыль.

И снова в Книге 12 ...

Тогда Полипоэтес ударил Дамаса своим копьем;

оно нашло свою цель и пробило его шлем с бронзовыми нащечниками,

который не выдержал его силы, и острие копья

пробило его насквозь и пробило кость, и его мозги

брызнули внутрь бронзы, и он упал в грязь.

Кстати, обратите внимание, как идентичны эти две последние строки? Это признак устной природы "Илиады"; поскольку людям приходилось читать ее по памяти, повторяющиеся фразы облегчали эту задачу. Поэтому вы получаете повторяющиеся призывы "рассвета с розовыми пальцами" и повторяющиеся описания шлемов с разлетевшимися содержимым.

"Триумф Ахилла" Франца Маца
"Триумф Ахилла" Франца Маца

Некоторые художники высмеивали гомеровский перебор. Овидий знаменито пародировал его в "Метаморфозах". И правда, бывают моменты, когда я так изнемогаю от постоянной резни, что это почти вызывает хихиканье, как в отрывке, где Агамемнон - царь ахейских войск и свирепый боец сам по себе - сталкивается с двумя троянскими братьями, Пизандером и Гипполохом, которые потеряли управление своей колесницей.

Писандр и Гипполох умоляют сохранить им жизнь, но Агамемнон не жалеет их и говорит им: "Да, я все равно вас убью"; а затем...

...этим он выбил Писандра из машины,

ударив его копьем в грудь, и тот упал

назад и рухнул на землю. Гипполох выскочил

и попытался бежать, но он зарубил его мечом,

затем отрубил ему руки и голову, а туловище ударил ногой.

и отправил его катиться сквозь толпу, как бревно.

В 13-й книге есть сцена, где троянского бойца Адамаса ждет поистине ужасная участь от рук Мериона...

...Мерионес последовал за ним, когда он уходил, и ударил его ножом

его на середине пути между гениталиями и пупком,

самый мучительный способ смерти для мужчины.

Туда вонзилось копье, и Адамас схватился за древко,

извиваясь и брыкаясь, как дикий бык в горах.

которого пастухи поймали веревками и тащат прочь:

так он и бился - недолго, недолго.

И подошел Мерионес, встал рядом с ним и выдернул

копье из его плоти, и тьма покрыла его глаза.

Учитывая ужасающие смерти, которые мы уже видели, Гомер называет это "самым мучительным способом умереть" - это... довольно превосходная степень.

"Падение Трои", Эндрю Ховат
"Падение Трои", Эндрю Ховат

О, и еще, как вы, возможно, ожидаете, здесь довольно много вещей, происходящих с глазными яблоками.

В 13-й книге ахейский воин Менелай снова сталкивается с Писандером и...

...как раз в тот момент, когда Писандр напал на него,

Менелай ударил его в лоб, над переносицей.

носа. Кости треснули; его глазные яблоки, капая кровью,

упали к его ногам на землю, а он перевернулся на спину

и сам упал в грязь.

Затем в 14-й книге ахейский воин Пенелеос убивает троянца Илионея ужасным образом...

Пенелеос ударил его под бровь; копье

выбило глазное яблоко, а затем прошло через глазницу

и вышло из шеи; когда он упал назад, он протянул

обе руки к своим друзьям. Но Пенелеос обнажил свой меч

и отсек ему голову, и она упала на землю в шлеме,

с копьем, все еще застрявшим в глазной кости. Он поднял его

как мак на стебле, и выставил ее

перед глазами троянцев, торжествующе восклицая:

"Сделайте мне одолжение, троянцы; вернитесь в город

и скажите отцу и матери Илионеи.

чтобы они начали свой траур...".

И я оставлю вас с последним кусочком анатомического ужаса, когда ахейский герой Патрокл сражается с троянцем Сарпедоном, и все заканчивается не очень хорошо для Сарпедона - конечно, не для легких Сарпдеона...

Два великих воина снова бросились друг на друга

в душераздирающем бою. Сарпедон снова метнул свое копье;

оно промахнулось мимо Патрокла, пролетев над его левым плечом.

Но Патрокл бросился вперед и метнул свое копье, и оно попало

в то место, где легкие охватывают бьющееся сердце,

и Сарпедон упал, как дуб, или белый тополь.

или сосне, которую плотники, с наточенными топорами,

срубают в горах и делают из них доски для кораблей:

так и лежал он, распростертый перед своими конями,

задыхаясь и царапая когтями пропитанную кровью пыль. [snip]

...смерть закрыла ему глаза и ноздри.

И Патрокл, упершись ногой ему в грудь, вытащил

копье из его плоти, и легкие тоже обвились вокруг него.

когда он вытащил острие, а вместе с ним и жизнь Сарпедона.

В чем именно заключается функция и эффект таких пробирающих до костей изображений насилия? Это важная художественная дискуссия, которая настолько же стара (Аристотель пережевывал ее в своей концепции катарсиса), насколько и нерешена. Я вырос в 20-х годах, когда детские мультфильмы были переполнены радостно-кинетическими ударами наковальней по голове; мы задавались вопросом о психическом воздействии этого материала тогда, еще больше спорили об этом, когда появились видеоигры, и спорим до сих пор.

Истинный герой, истинная тема, центр "Илиады" - это сила. Сила, применяемая человеком, сила, порабощающая человека, сила, перед которой сжимается его плоть".

Определение силы - это та сила, которая превращает любого, кто ей подвергается, в вещь. Доведенная до предела, она превращает человека в вещь в самом буквальном смысле: она делает из него труп. Кто-то был здесь, а в следующую минуту здесь уже никого нет; это зрелище не устает демонстрировать нам "Илиада".

Я думаю, это мощный способ осмысления. Все эти отрубленные позвоночники, раздробленные бедра, брызжущая кровь и люди, вцепившиеся когтями в пыль: Гомер бесконечно изобретателен в этих жутких деталях именно потому, что поэт показывает нам, что такое сила и что она делает.

Спасибо за уделенное время!