Если вы спросите любого человека, который позволяет себе, например, грубость, или интриги, или подлость, или откровенное насилие, почему он все это делает, он, скорее всего, скажет, что так он справедливо наказывает своих врагов. Тех, кто причинил зло ему самому. Вы же за справедливость, верно? Так вот и он справедлив – его обидели, и он обижает.
Что здесь не так? То, что подобный тип мышления смешивает подлинную реальность и мир, существующий только в его голове. Все знания об окружающем мире сводятся к личным представлениям о мире такого человека, которые могут быть весьма далекими от действительности. Хороший пример – то разноцветное, о чем сейчас говорить нельзя и которое представляется некой страшной угрозой. Но спросите человека, считающего эту угрозу реальной, может ли какая бы то ни было пропаганда изменить его, этого человека, личную ориентацию, и он весьма возмутится – да как такое возможно, как вы подумать-то могли? А раз пропаганда таким образом воздействовать не может, то пропаганда ли это вообще и есть ли смысл ее так называть и запрещать?
Понять, причиняют ли вам, конкретному человеку, зло очень просто – у такого зла всегда есть вектор, направленный именно в вашу сторону. Допустим, вот есть блог, который мне не нравится, и я его не читаю, и это в мою сторону никакое не зло, потому что автор блога и не подозревает о моем существовании. А если я приду в блог автору и напишу в комментариях какие-нибудь оскорбительные грубости, это будет уже зло – направленный на автора вектор.
Другой пример. Вот живет, допустим, какой-то человек, который вам почему-то сильно не нравится. У него есть то, чего нет у вас, и со всей вероятностью, и не будет. В реальном мире этот человек таков, каков он есть сам по себе, и к вам все его качества и жизненные обстоятельства не имеют никакого отношения. В вашем воображаемом мире этот человек таков, каков он есть, в пику вам, чтобы вас как-то задеть и уязвить. Вы воспринимаете качества этого человека, как агрессию, и нападаете на него, чтобы защитить себя.
А вот, скажем, живет человек, у которого есть то, чего нет у вас, потому что он вас буквальным образом обокрал. Взял ваши налоги и построил себе дворец вместо больницы в вашем районном центре. Совершил ли такой человек зло в отношении вас в реальном мире? Конечно. Если это не зло, то что такое вообще зло? Имеете ли вы право порицать такого человека, осуждать его, выражать свое негодование? Имеете. Будут ли эти действия агрессией с вашей стороны? Нет, это ваша реакция на агрессию по отношению к вам.
Путать реальный и воображаемый мир люди могут и не специально – так сформировано их мышление, такими сильными были пережитые ими травмы когда-то, так не повезло им с ресурсами и с добрыми чуткими людьми, которые помогли бы им реальность от воображения отличать. Делать вид, что не отличают реальность и воображение люди могут и нарочно, чтобы замаскировать свои устремления к злу и придать им благопристойный вид. Также люди могут манипулировать этой разницей реальности и воображаемого целенаправленно в отношении других людей, чтобы сформировать в их сознании «образ врага» и натравить на кого-то.
Вся эта путаница, как мы понимаем, является проявлениями зла – но разными, с разной мерой ответственности. Если человек не понимал, что делает – одна ответственность, если понимал – другая, если понимал и сознательно использовал эту путаницу во зло – третья. Но вся эта путаница, как мы видим, имеет в основе намеренное придание иллюзии направленного вектора тому, у чего направленного вектора в реальности нет. И вся эта путаница служит питательной смесью для возникновения и действия, в свою очередь, вполне направленного зла.
Если вам кажется, что кто-то вам угрожает – убедитесь, существует ли эта угроза в реальности. Есть весьма простые способы в этом убедиться, так как наш старый добрый мир остается материальным. Стоит ли кто-то над вами с ножом, пока вы спите, или мирно приводит коллекцию своих ножей в порядок на другом конце города – согласитесь, есть разница. Если вы не убедитесь в угрозе, но сами начнете действовать в ответ – вы легко можете стать источником зла.