Найти тему
Русская глубинка

Знакомство с древней Владимирской землей. Клязьминский городок и Мстёра.

В своей первой публикации в Дзене я отмечал, что большую часть материала, публикуемого на канале, черпаю в Ивановской области. Но в своих путешествиях этим не ограничиваюсь, и делаю вылазки в соседние области. Вот об одной такой поездке и хочу здесь рассказать. Решили мы с другом съездить во Владимирскую область в Мстёру. Стоит отметить, что Мстёра – это третий российский центр лаковой миниатюры. Первые два находятся в Ивановской области - Палех и Холуй, о которых я уже рассказывал. Для полной картины хотелось дополнить этот ряд Мстёрой. И как-то в середине августа мы решили осуществить свои планы.

Но прежде нужно хотя бы вкратце рассказать о Мстёре иконописной. Первое упоминание о селе встречается в переписных книгах 1628—1630 гг., в которых Мстера значится «за детьми князя Ромодановского», как «старинная вотчина отца их, — погост Благовещенская слободка на реке Мстере». На слободке значатся две деревянные церкви: Богоявленская и Ивана Милостивого.

Зарождение иконописи в Мстёре связано с тем, что сюда в 17 веке из Суздаля переселяется несколько семей, знающих иконописное дело, что, как считается, и положило начало местному иконописному промыслу.

В первой половине 18 века мстерские художники – иконописцы или богомазы, как их еще называли в старинные времена, становятся широко известными на Руси. Примечательный факт - тридцать мстеричей - богомазов были приглашены для художественных работ в Петербург.

После Октябрьской социалистической революции иконописная продукция мстерских мастеров сделалась ненужной. А в 1930 году по примеру артели из Палеха (образована в 1924 г.) местные художники освоили новый вид продукции - лаковые коробочки с миниатюрной росписью на современные и исторические темы. Так была организована художественная артель «Пролетарское искусство», занимавшаяся производством лаковых миниатюр из папье-маше.

Вот как искусствоведы характеризуют роспись на лаковых миниатюрах мстёрскими мастерами. Мстёрские художники в отличие от палехского направления практически не используют черного фона. От этого возникает ощущение праздничности. Как и в холуйских, в мстёрских работах особую роль играет пейзаж, но он, как и сюжет росписи, прописывается более мелко. За счет построения пространства несколькими планами миниатюра получает глубину. И мстерские изделия, как и некогда их иконы, имеют так называемую «ковровость», присущую Востоку.

С возобновлением православной жизни стало возрождаться и иконописное искусство Мстёры. В настоящее время в иконописных мастерских создаются иконы прекрасного письма. Мстёрских художников так же приглашают для росписи храмов по всей России.

Но вернемся к самой поездке. По дороге в Мстёру заглянули в село с необычным названием Клязьминский городок. Оно расположено на очень древних русских землях и примечательно тем, что на месте современного села существовал город Стародуб-на-Клязьме (Стародуб-Ряполовский), основанный в 1152 году Юрием Долгорукими и бывшее некоторое время столицей Стародубского княжества. Главной задачей Стародуба-на-Клязьме была защита водного пути между Владимиром и южными землями. С этой целью была возведена четырехугольная крепость примерно 140 на 180 метров, укрепленная с одной стороны рвом, а с трех других валом высотой от 4 до 8 м. В один из татарских набегов крепость была сожжена. Но и по сей день сохранились древние валы, оставшиеся от «детинца» - городской крепости легендарного Стародуба.

Древние валы, обращенные в сторону Клязьмы.
Древние валы, обращенные в сторону Клязьмы.

Прибыв в село, мы полюбовались внушительной Покровской церковью с четырех ярусной колокольней оригинальной конструкции. Храм был построен в 1803 г. по распоряжению тогдашнего владельца села князя Пётра Александровича Волконского. Церковь получилась пятиглавой, по архитектурному стилю типичной для своего времени. В архитектурном облике церковного комплекса преобладают черты провинциального барокко и традиционного зодчества с сочетанием приёмов классицизма.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Поскольку село расположено на Клязьме, то можно выйти на живописный берег и прогуляться вдоль реки, а если погода позволит, то и искупаться, что мы, собственно говоря, и сделали.

Берег Клязьмы.
Берег Клязьмы.

Отмечу один примечательный факт. В 2020 году село стал победителем смотра-конкурса «Самая красивая деревня Владимирской области».

О том, что в этих краях погуляли татары, свидетельствуют местные топонимы. В этом мы убедились, двигаясь дальше. Так, по дороге нам встретились сёла Троицкое Татарово и Барское Татарово.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Троицкое Татарово.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Троицкое Татарово.

А примерно в 10 км от Мстёры, проезжая село Пантелеево, попался очень живописный вид с церковью Вознесения Господня. Кажется, что храм и вправду возносится ввысь.

Церковь Вознесения Господня (1802).
Церковь Вознесения Господня (1802).

Можно себе представить, какая могла быть красивая картина, если бы храм не был разрушен.

При въезде в Мстёру встретило красивое дореволюционное кирпичное здание – особняк местного богатея.

Богатый особняк.
Богатый особняк.

И вообще, сразу же бросилось в глаза неплохо сохранившаяся историческая часть поселка с прекрасным храмовым комплексом. В первую очередь обращает на себя внимание старинный Богоявленский мужской монастырь, первое упоминание о котором относится к началу 17 века.

Вход в монастырь.
Вход в монастырь.
Богоявленский монастырь со стороны речки Мстёрка.
Богоявленский монастырь со стороны речки Мстёрка.

Основным сооружением монастыря является великолепная церковь Богоявления Господня. Богоявленский храм - старейшая постройка монастыря (1687), выполнен в русских традициях, богато украшен кокошниками, пятиглавием, изящными каменными крыльцами. В западной части находятся надгробные плиты князей рода Ромодановских.

Церковь Богоявления Господня.
Церковь Богоявления Господня.

В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. В 1990-х годах церковь возвратили верующим, и она была постепенно восстановлена.

Внутри Богоявленского собора.
Внутри Богоявленского собора.

Нам повезло, что мы выбрали для поездки воскресный день. Вся центральная площадь была превращена в живописный и пёстрый базар, что характерно для провинциальных городков.

На центральной площади.
На центральной площади.

Чем здесь только не торговали. Оживленная торговля кипела у монастырской стены.

Импровизированный базар.
Импровизированный базар.

Здесь расположились местные жители, продававшие свежее собранные лисички и овощи, выращенные на своих огородах.

Что имеем, тем и торгуем.
Что имеем, тем и торгуем.

Нас в первую очередь интересовала лаковая миниатюра и иконопись. Лотки с этой продукцией мы быстро нашли.

Лаковая миниатюра.
Лаковая миниатюра.
Иконы на продажу.
Иконы на продажу.

Понятное дело, что без матрёшек, продукции Гуся-Хрустального и гжельских изделий подобные ярмарки не обходятся.

Стеклянные поделки из Гуся-Хрустального.
Стеклянные поделки из Гуся-Хрустального.
Керамические фигурки из Гжеля.
Керамические фигурки из Гжеля.

На лотках была и рыбка копченая, и местный мед, благо Медовый спас уже наступил.

Рыба и мёд - торговля вперед!
Рыба и мёд - торговля вперед!

Обнаружили мы и местную гончарную продукцию, и изделия из лозы.

Керамические изделия.
Керамические изделия.

Купите корзину!
Купите корзину!

Еще очень умилили маленькие пушистые гусята на продажу в картонной коробке.

Гуси ищут новых хозяев.
Гуси ищут новых хозяев.

Воздушные шары также непременный атрибут праздника.

Праздничная атмосфера.
Праздничная атмосфера.

В этот день и без свадьбы не обошлось.

Молодежь на свадьбе.
Молодежь на свадьбе.

Тут же недалеко от центральной площади гуляли козы.

-24

В общем, пропитались атмосферой провинциального городка, и впечатлений от этой поездки получилось много. Есть что вспомнить, и о чем рассказать.