MR7 собрал, что на данный момент известно о фирме, которая замешана в скандале с особняком Салтыковой. Оказалось, что её юридические учредители младше компании и зарегистрированы на Кипре, а основатель — замешан в нескольких крупных скандалах с реставрацией исторических зданий в старейших городах России.
Экспертиза от подрядчика и кипрские учредители
В середине августа в Петербурге разгорелся очередной градозащитный скандал — начался снос исторического особняка Салтыковой, постройка датирована 50-ми годами XIX века. Активисты выступили в защиту здания, ответ был жёстким: директора фонда «Голодай» Олега Мухина избили, когда он пытался встать в пикет, и удерживали внутри особняка.
Ближе к концу лета происходящим заинтересовался СК РФ и лично председатель ведомства Александр Бастрыкин. Суд запретил работы по разрушению, завели уголовное дело, но петербургская прокуратура виновных чиновников не нашла.
Судя по информационным щитам, сносом исторического здания занимается ООО «Северная Земельная Компания». Собственного сайта у неё нет, единственные контакты для связи (обычный мобильный номер) — находятся лишь на одном из «проверочных» сайтов для бизнеса. Когда мы позвонили по этому номеру, трубку взял мужчина, после просьбы уточнить, туда ли корреспондент дозвонился, собеседник скинул звонок и больше к телефону не подходил.
«Северную Земельную Компанию» зарегистрировали чуть меньше 10 лет назад, согласно данным из ЕГРЮЛ. На данный момент ООО «СЗК» возглавляет Антон Плютов. В должности он всего пять месяцев. Предшествовал ему Евгений Красиков, который на посту продержался до марта 2022. Юридическими лицами-учредителями значатся две фирмы: «Юроэктив Лимитед» и «Трансгейт Лимитед» — в долях 99,9% и 0,1% соответственно. Обе компании зарегистрированы на Кипре на семь лет позже, чем ООО «СЗК».
Справка
Особняк Салтыковой построил в 1852—1857 годах архитектор Гаральд Боссе для княгини Елизаветы Салтыковой (урожденной графини Строгановой). Согласно историческим данным, в западном флигеле (большая часть которого сейчас снесена) находились личные покои княгини, в северном флигеле — комнаты её сына Николая. Портрет хозяйки особняка в исполнении Карла Брюллова хранится в Русском музее. На нем светлейшая княгиня изображена в обстановке своего аристократического дома. По некоторым данным, в 1860-х в доме жила будущая сестра милосердия баронесса Юлия Вревская.
В советское время в здании располагались научные заведения.
Об угрозе сноса флигелей особняка — объекта культурного наследия регионального значения (с 1993 года) градозащитники впервые заговорили летом 2017 года. Тогда выяснилось, что работы согласованы с КГИОП. На их месте планировалось построить шестиэтажный отель по проекту студии Никиты Явейна «Студия 44».
Разрешение было выдано в том числе на основе экспертизы, который проводила на тот момент не работающий архитектор с 35-летним стажем Александра Аверьянова, искусствовед Наталья Глинская и конструктор Валерий Калинин. Согласно документу, экспертиза выполнялась два месяца в декабре-феврале 2016−2017 годов по заказу «Северной Земельной Компании».
Эксперты рассматривали проектную документацию на «Реставрацию и приспособление под современное использование…» особняка, «направленную на сохранение объекта культурного наследия». И сочли, что она соответствует требованиям законодательства. «Положительное заключение», — значится в выводах экспертов.
При этом в проектной документации, которую анализировали специалисты, четко указано, что планируется сохранение и реставрация лицевого корпуса и поэтажная разборка дворовых корпусов — «стен и перегородок». Хотя в документах КГИОП, приложенных к экспертизе, однозначно указано, что в предмет охраны входит не только лицевой, но и дворовые корпуса.
«Вложение в Россию»
Физлицом-учредителем бизнеса, который сносит особняк Салтыковой, до 2019 года числился Виктор Тырышкин — на сегодняшний день хозяин ещё как минимум 11 строительных компаний, ныне человек непубличный, зато успевший прославиться в начале двухтысячных как «меценат» и «русский человек в своей стране». Родился Виктор Тырышкин в Кировской области. Окончил техникум, работал сталеваром, но главной профессией для него стала армия — после выпуска из военного училища в Ленинграде Тырышкин служил в Подмосковье и дослужился до полковника запаса.
С начала девяностых Тырышкин стал открывать строительные фирмы и «более половины средств (прибыли — ред.) вкладывал в Россию: в культуру, издательскую деятельность, в здравоохранение», как новоиспечённый предприниматель объяснял в интервью 20-летней давности.
Первый громкий проект Тырышкина — Никольский собор в Свято-Никольском женском монастыре в Переславле. В обители XVIII века, несмотря на протесты специалистов по местным памятникам, появился новодел в 42 метра высотой. «Обсуждать и рассуждать на эту тему можно годами. Но надо же делать что-то, — так Тырышкин отбивался от нападок активистов и журналистов. — Жизнь конечна, поэтому мы всегда нацелены на результат. И вообще не человек храмы строит. Храмы строит Господь. А нас, грешных, к этому только иногда допускает».
Несмотря на славу, которая потянулась за ним, спустя четыре года Виктор Тырышкин взялся за восстановление Успенского собора в Ярославле. В идее воссоздать разрушенную в 1937 году святыню Тырышкина тогда поддержал даже патриарх Алексий. Но предприниматель решил «слегка» отклониться от намеченного курса и возвести Храм Христа Спасителя № 2 — церковь вместимостью четыре тысячи человек на 10 метров выше оригинала с подземными этажами, четырьмя лифтами и системой «Умный дом» по проекту архитектора Алексея Денисова.
Ярославцы бастовали против такого новодела в центре, собрали более 10 тысяч подписей. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2008 году признал объект изменяющим общий вид исторического центра Ярославля, компетентные российский органы требовали приостановить стройку, пока проект не приведут в соответствие с федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия и международными обязательствами. Это не возымело эффекта, и собор всё же достроили к 1000-летию Ярославля. Губернатор Анатолий Лисицын получил повышение в Госдуму, а инвестор проекта Виктор Тырышкин принялся было за колокольню к новой церкви, но проект сорвался — новому руководителю региона оказались не нужны подобные «визитные карточки».
В 2015 году Виктор Тырышкин решил применить «таланты реставратора» ещё в одном старинном городе — Костроме. И вновь получил на это благословение патриарха. Правда, теперь уже Кирилла. Результатом его деятельности по восстановлению местного кремля стали лифты в колокольне-шедевре барокко XVIII века, а под Богоявленским собором — подземные этажи и переходы, вырытые в центре кремлёвского холма, на котором церковь стояла с начала XV века. Тем не менее, Виктор Тырышкин удостоился звания почётного гражданина Костромы и хвалебных интервью в местной прессе.
А Петербургские градозащитники не спешат хвалить «СЗК»
Первый суд по делу особняка Салтыковой состоится в 11:30 в Куйбышевском районном суде Петербурга.