Многие старые меломаны помнят, что в предолимпийский год одним из самых интересных каналов, по которым к ним поступала свежая рок-музыкальная информация, было вещавшее на средних и коротких волнах на зарубежную аудиторию Radio Moscow World Service. Именно в программах одного из ведущих этой радиостанции Василия Стрельникова можно было услышать записи Машины Времени и Удачного Приобретения, первые альбомы Воскресения и Автографа, свежие творения прибалтийских рокеров и, конечно, в большом количестве рок от «демократов» — группы из стран тогдашнего «социалистического содружества». Венгерские Omega и LGT, польские Czerwone Gitary и SBB, чехословацкие Olympic и Elan, болгарские ФСБ и Диана Експрес, югославские Smak и Bijelo Dugme — «все промелькнули перед нами, все побывали там»… И, конечно, немцы — Puhdys и Karat, Kreis и Reform, Wir и Prinzip… Как раз в одной из передач RMWS в начале 1980 года автору и довелось впервые услышать группу Magdeburg, которая сразу привлекла внимание запоминающейся мелодикой, нестандартными аранжировками и классным исполнением.
А первой услышанной песней была «Was wird morgen sein» (Что будет завтра) с первого, ставшим и последним альбома группы:
Ютуб-канал Magdeburg – тема
Начиналось же все в столице земли Саксония-Ангальт в далеком 1963 году, когда будущие «магдебуржцы» впервые встретились в составе ансамбля, в традициях того времени называвшегося The Big Town Boys. Играла команда, понятное дело, на танцах, исполняя стандартный набор англоязычных каверов. В 1967 году коллектив разделился на две части: «спутников» (Sputniks), которые хотели и дальше играть простенькую танцевальную музыку и в конечном итоге так и канули в Лету, и «монастырскую братию» — Klosterbrüder, которой было суждено стать одной из легенд восточногерманского рока. «Монахи» стремились к более «серьезной» и сложной музыке, олицетворением которой тогда были хард и прогрессив, и уже подумывали о собственной репертуаре. К концу десятилетия состав Klosterbrüder стабилизировался. В группе тогда играли: братья Детлеф и Дитрих «Диди» Кесслеры (Detlef Kessler, Dietrich Kessler) — барабаны и флейта/саксофон, Клаус Вайгерт (Klaus Weigert) — бас, Лотар Крамер (Lothar Kramer) — клавишные, Йорг Бланкенбург (Jörg Blankenburg) — гитара и Ханс-Йоахим «Хайо» Кнайс (Hans-Joachim Kneis) — фортепиано, вокал. С учетом наличия в составе «духовика» Дитриха Кесслера, неудивительно, что в качестве «ориентиров» ребята взяли не кого-нибудь, а Colosseum и Jethro Tull.
В 1970 году «иноки» стали профессионалами, поступив на учебу в музыкальное училище в Веймаре — путь, по которому тогда следовали многие восточногерманские рокеры, особенно в Саксонии. Именно этому городу была посвящена одна из первых ставших популярными собственных вещей группы — «Lied Einer Alten Stadt» (Песня старого города), сочиненная басистом Клаусом Вайгертом на стихи известного в ГДР рок-поэта Буркхарда Лаша. Забегая вперед, заметим, что этот номер остался единственным, который группе в «демократический» период удалось издать на виниле под названием Klosterbrüder, да и то на совместном миньоне с группой Lift, о которой в этом сериале мы недавно рассказывали:
Ютуб-канал Anhalter Udo
Профессиональный статус дал «монахам» возможность активно гастролировать, выступая не только в обеих Саксониях, но и выбираясь «на север» и в столицу. Часто «монастырские братья» совершали такие турне не самостоятельно, а в компании своих соседей из Саксонии — Lift и Stern Combo Meissen. Коллаборация с последними была такой тесной, что иногда обе команды просто сливались в один ансамбль, у которого даже было собственное название - Fusion. Klosterbrüder приобрел небольшую, но сплоченную команду преданных поклонников, которые зачастую сопровождали своих кумиров в поездках по стране. Рос и ширился репертуар группы, в котором все большее место занимали жесткие хард-роковые композиции. Многие из них впоследствии стали ударными номерами «магдебуржцев». Вроде бы все шло хорошо — и гастроли проходили с успехом, и на телевидение и радио команду иногда приглашали, и техническое мастерство музыкантов росло, и новые песни сочинялись. Одна беда — записать их на пластинку никак не получалось, госмонополист в сфере грамзаписи фирма Amiga упорно игнорировала «монахов». Существовало серьезное подозрение, что такой игнор вызван «неполиткорректным» названием группы — все-таки в ГДР строился социализм, а тут какая-то «монастырская братия»…
В общем к 1975 году «иноки» дозрели до смены названия, выбрав в итоге политически нейтральное и, в то же время, патриотично-«родовое» имя Magdeburg. Смена вывески совпала с переменами в составе — в команду Reform ушел гитарист Бланкенбург, а органист Крамер после очередного совместного турне с Stern Combo Meissen так и остался в составе «майссенцев». Ушедших музыкантов вскоре заменили Гисберт Пиатковски (Gisbert Piatkowski) на гитаре и Ханс-Петер Доханец (Hans-Peter Dohanetz) за клавишной установкой. И дела пошли…
Сначала еще под старым названием вышел уже упомянутый миньон с песней «Lied Einer Alten Stadt». Вскоре за ним, уже под брэндом Magdeburg, последовал сингл с песнями «In Meinem Land» (В моей стране), написанной Клаусом Вайгертом:
Ютуб-канал Magdeburg – тема
и «Kalt Und Heiss» (Холод и жар) авторства Дитриха Кесслера, которую для разнообразия дадим в позднейшем концертном варианте:
Ютуб-канал ThauMedia
Тексты к обоим номерам написал уже упомянутый Буркхард Лаш.
В 1978 году вышла следующая «маленькая» пластинка — с композициями «Ebbe Und Flut» (Отлив и прилив), сочиненной Диди:
Ютуб-канал fallenmaniac
и «Feuer In Der Nacht» (Пламя в ночи) гитариста Пиатковски:
Ютуб-канал Magdeburg – тема
К тому времени в группе произошли очередные изменения состава: за ударной установкой обосновался Бернд Шилански (Bernd Schilanski), играющий в команде до сих пор, а клавиши перешли в ведение Рюдигера «Ричи» Бартона (Rüdiger Barton).
На следующий год вышла очередная «сорокопятка», на одной стороне которой была уже упомянутая баллада «Was wird morgen sein», а не другой — боевик на историко-научную тему «Verkehrte Welt» (Опрокинутый мир):
Ютуб-канал Reniar Sdreeg
Так или иначе к концу десятилетия «магдебуржцы» были уже полностью готовы к выпуску долгожданного «лонгплея», основная часть материала для которого была записана на вышеозначенным составом. Альбом был выпущен в начале 1980 года и, как и положено дебютнику, был озаглавлен скромно — «Magdeburg». Помимо выходивших на «синглах» номеров релиз включал шесть новых, наиболее яркими из которых, на наш взгляд, были «Harte Tage» (Тяжелый день):
Ютуб-канал Edelrocker
«Teufels-Rock'n' Roll» (Дьявольский рок-н-ролл):
Ютуб-канал Magdeburg – тема
и «Wenn Ich Zwei Leben Hätt'» (Если бы у меня было две жизни). Последнюю песню мы символично представим в позднейшей концертной версии:
Ютуб-канал ThauMedia
Пластинка получилась великолепной и заслуженно привлекла большое внимание как в ГДР, так и за границей, в том числе в ФРГ и Советском Союзе.
К моменту выхода «полноформатника» группа уже выступала в совершенно новом составе — к Шилански, Кнайсу и Диди Кесслеру, ставшему единоличным лидером и основным композитором команды, примкнули сначала басист Андреас Кюнт (Andreas Kuhnt), а затем гитарист Ханс-Юрген Людвиг (Hans-Jürgen Ludwig) и клавишник Йорг Рихтер (Jörg Richter). Последним новобранцем «магдебуржцев» стал талантливый музыкант Ханс Винтох (Hans Wintoch), игравший на скрипке и клавишных. Этот септет выпустил еще один «сингл» — с жестким во всех смыслах рок-боевиком «Собачье общество» (Hundsgemein):
Ютуб-канал Magdeburg – тема
и почти проговой композицией «Vorsicht, Glas!» (Осторожно, стекло!):
Ютуб-канал ThauMedia
А потом начались проблемы…
Последующие события разные источники, в том числе немецкие, описывают по разному. Одни повествуют о том, как во время съемок для одной из ведущих музыкальных телепрограмм ГДР «магдебуржцам» предложили подстричься покороче, что глубоко обидело музыкантов. Другие рассказывают об углубившемся политическом неприятии участниками группы восточногерманской действительности. Мы же склоняемся к мысли о том, что Кесслер и компания, подобно многим своим коллегам из стран социалистического лагеря, на волне достигнутого просто решили покорить Запад, где, как им казалось, только их и ждут. Так или иначе, но команда в 1981 году в полном составе подала прошения на выезд, что очень не понравилось властям, которые немедленно лишили музыкантов лицензии. Это по-сути означало запрет на профессию и конец группы Magdeburg. Половина «магдебуржцев», в частности Винтох, Людвиг и Шилански, отозвали свои заявки на эмиграцию и продолжили успешную карьеру в других восточногерманских рок-ансамблях. Кнайс, Кюнт и Кесслер упорствовали и в конце концов оказались-таки на Западе, где Диди даже удалось выпустить кое-что из своих песен, впрочем, без особого успеха.
Через какое-то время после воссоединения Германии и возникновения новой волны интереса к «ост-року» (о чем мы уже неоднократно упоминали) произошло и воссоединение «магдебуржцев», но под «историческим именем» Klosterbrüder. Сначала в 1992 году вышел сборник под названием «Eine Legende Kehrt zurück» (Возвращение одной легенды), на котором были как старые песни в студийных и концертных вариантах, так и пара номеров, выпущенных Дитрихом Кесслером в ФРГ. Пластинка была тепло встречена публикой. Музыканты старого состава стали встречаться и репетировать вместе. Но полноценный дебют новой-старой «монастырской братии» произошел только в январе 2000 года, когда группа дала полноценный концерт в Магдебурге с коллегами из Reform и Rock’n’Roll Orchester Magdeburg. После этого «монахи» зажили полноценной рок-н-ролльной жизнью — гастроли, съемки, выпуск пластинок (правда, в основном, со старым материалом). В команде собрались старые друзья — Дитрих Кесслер, Ханс-Йоахим Кнайс, Йорг Бланкенбург, Бернд Шилански, Клаус Вайгерт и новый клавишник Петер Айхштедт (Peter Eichstädt). Иногдав концертах участвовал и Лотар Крамер. После того, как в начале 2020 года тяжело болевший Хайо ушел из жизни, к «братии» в качестве вокалиста присоединился известный восточногерманский музыкант Ханс-Юрген Байер (Hans-Jürgen Beyer). В таком составе Klosterbrüder продолжают работать и радовать своих поклонников и поныне:
Ютуб-канал soldierslake2
Продолжение следует.
Автор заметки - МЮ.
#музыка #рок #демократик-рок #гдр #группа magdeburg #Klosterbrüder #хард-рок
Предыдущая заметка по теме:
Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: