Найти в Дзене
Факторы смысла

Такие интересные "кренделя" выписывает история, или про "албанский пируэт".

Энвер Ходжа, бессменный пожизненный "лидер нации", вождь и отец албанского народа
Энвер Ходжа, бессменный пожизненный "лидер нации", вождь и отец албанского народа

Вряд ли сегодня среди сторонников реабилитации Сталина найдется много таких "знатоков" истории 20 века, которые скажут, что одной из причин нынешнего отделения Косова от Сербии был... сталинизм (?!). Об этом мне сегодня подумалось, когда попалась на глаза заметка про историю заселения Косова албанцами. Ведь одна из самых чувствительных волн эмиграции албанцев из Албании в соседнюю Югославию (и прежде всего в Косово) возникла по причине бегства от весьма репрессивной диктатуры - из-за репрессий со стороны "пламенного революционера" Энвера Ходжи, который дружил со Сталиным против Тито с конца 40-х годов, а после развенчания культа личности Сталина в СССР оказался на стороне Мао Дзе Дуна. Я отчетливо помню в детстве, с какой иронией советские политагитаторы (а они приходили тогда со своими агитационными речами в каждую школу) подсмеивались над КПК (Коммунистической Партией Китая), у которой в соцлагере было только один "мощный союзник" - Албанская партия труда (уж очень маленькой выглядела всегда Албания на карте мира по сравнению с самой большой страной - с СССР).

Получается следующая историческая "спираль" (или "крендель", если Вам приятней кондитерская метафора). Укрепляя идеологическое единство, подвергая репрессиям и гонениям оппозицию, диктатор создает в своей стране такой концентрат из особого человеческого материала (особый, "кадровый кулак"), который позднее превращается в... националистический социально-политический монолит, возглавляемый особой "элитой" (или анти-элитой из холуев и приспособленцев), отдающей приоритет родственным связям на ключевых постах, то есть утверждающий себя через архаическую мораль "кровного родства" и военно-племенное противостояние соседним народам. Этот "кулак" легко идет на временные политические сделки с ЛЮБЫМИ союзниками на международной арене - теми, которые готовы использовать этот "кулак" в своих интересах (чтобы сокрушить неугодные режимы в соседних странах).

На фотографии - Энвер Ходжа, бессменный пожизненный "лидер нации", вождь и отец албанского народа. Этот народ сохранил верность идеям Ходжа "очень долго" - почти 10 лет после его смерти в 1985 году (вспомним, что Сталина вынесли из Мавзолея спустя 8 лет после смерти).

В вики-статье про Энвера Ходжу читаем:

"Ночью 11 апреля 1985 года, после кровоизлияния в мозг, Энвер Ходжа скончался в возрасте 76 лет, спустя ровно месяц после прихода к власти Горбачёва в СССР.

Траур в Албании длился 9 дней. Из-за рубежа в Тирану допустили только лидеров «истинных марксистско-ленинских партий» и эмиссаров из КНДР, Вьетнама, Кубы, Румынии, Лаоса, Кампучии, НДРЙ, Никарагуа, Ирана и Ирака. Телеграммы соболезнования, присланные из зарубежных стран, в том числе из СССР, Италии и Югославии, албанцы отправили обратно, кроме соболезнований от Ф. Кастро, Н. Чаушеску и Ким Ир Сена. Прощание с Ходжей происходило во дворце имени Сталина в Тиране.

13 февраля 1995 президент Бериша издал указ № 1018 — об отмене всех наград и почётных званий, присвоенных руководителям коммунистического режима. Это решение касалось Неджмие Ходжи (прижизненно), Хаджи Леши (прижизненно), Хюсни Капо (посмертно) и ... самого Энвера Ходжи (посмертно)"

С 1 апреля 2009 года Албания состоит в НАТО.

ИТАК, ВОТ ОН - ОДИН ИЗ ОСТРЕЙШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРАДОКСОВ, которые у меня не выходили из головы много-много лет и привели к нынешним моим работам в области "теории конкуренции".

Почему самые-самые " верные продолжатели" великих вождей (Сталина, Мао Дзе Дуна, Тито, Ходжи) так быстро начинали после физической смерти своего вождя кровавую борьбу за власть - за позицию на вершине иерархической, хорошо структурированной и прочной пирамиды власти (казалось бы, такой прочной)? Можно ли найти объяснения этим механизмам в пределах привычного категориального аппарата политологии, которая базируется только на социологии, или требуется именно политическая психология, учитывающие глубинные психические процессы в головах конкретных участников персональной конкуренции? Не скажу, что я нашел ответы на все подобные вопросы. Но в курсе лекций и семинаров "Психология и общая теория конкуренции" я хотя бы постараюсь для Вас более четко эти вопросы сформулировать.

Повторяю еще раз, что лекция "Исторические примеры персональной и групповой конкуренции" является общедоступной (бесплатной). Только укажите свой мейл-адрес (можно в режиме личных сообщений, то есть в мессенджере в сети ВК).