Абсолютно ничтожный, как человек, пустой, самовлюбленный. Таким первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва запомнил израильский политолог и военный эксперт Яков Кедми. Он рассказал о личности Горбачёва в эфире Соловьёв Live.
Далее прямая речь Якова Кедми.
У меня была с ним одна беседа примерно два часа в середине девяностых. После этой беседы, когда я приехал в Израиль, меня многие спрашивали, и начальству должен был доложить все-таки, что это такое. Я сказал: «Я не понимаю, как такому ничтожеству дали управлять империей».
Почти два часа он мне рассказывал, какой он великий руководитель, как народ его любит. Это было накануне каких-то выборов, я не помню, тогда участвовал он в них. И что на этих выборах он определенно побеждает, и он знает без того, чтобы сказать, что именно, как и что должно быть в России. На этих выборах он, по-моему, получил менее 1%. То есть я видел перед собой человека, абсолютно не понимающего, в какой стране он живет, среди какого народа, в каком мире он живет, живущего в каких-то своих самовлюбленных фантазиях. Все, что он говорил, вертелось вокруг его великой личности. Так что впечатление было очень тяжелое. И тогда я сказал: «Я кажется понимаю, что, если такого человека поставили во главе страны, как получилось, что она развалилась».
Дальше что о нем можно сказать? Его характеризовали два качества, если я смотрю чисто профессионально: абсолютная безответственность за свои решения и неспособность правильно оценить государственные проблемы. Я говорю прежде всего о внутренних проблемах. Все проблемы начались в эти годы, после 1980. Основные проблемы это гражданские войны, это грабеж и бандитизм, это распад всех систем.
Как мне рассказывал один знакомый, Шеварднадзе говорил: «Мы с Горбачевым решили покончить с этой системой. Планировали это сделать за 12 лет, но это не получилось, и через 6 лет она развалилась». То есть он проводил целенаправленную политику разгрома того государства, во главе которого он стоял, охранять которое он был обязан, добиваться его расцвета он был обязан. Он делал все наоборот, не понимая, что он делает. Он знал, что он должен развалить эту систему, но он не знал, что построить. То, что он хотел построить вместо неё, не выдерживало никакой критики. Все, что он пытался сделать, он делал неумело, не понимая, что он делает и не умея руководить. К этому можно добавить абсолютное непонимание людей, своего аппарата, кого он выбирал, кого он назначал.
Если посмотреть на Шеварднадзе – это был уголовник по натуре, коррумпированный человек. Два государства, в управлении которыми он участвовал, он довел почти до полной прострации. Одно это СССР, а второе Грузия. И та трагедия, в которой находится сегодня Грузия, в наибольшей степени это вина Шеварднадзе. И вот таким людям он дал управлять. С такими людьми он делил власть. Такие люди должны были определить судьбу Советского Союза. Он знал, что их цель разрушить, оставив государство целым, но разрушить ту систему, не имея никакого понятия, что они делают, как это делают. И проблемы, которые появились, каждая проблема нерешаемая, порождали десятки новых, которые они отказывались решать.
Я уже не говорю о его позорном поведении во всех национальных конфликтах, которые были, как он убегал от ответственности, как он лгал, как он пытался бросить вину на других. Это было в Баку, это было в Тбилиси, это было в Сумгаите. Все проблемы, которые начались, начались при нем. Это было в Прибалтике. В Молдавии, в Прибалтике. Вильнюс, когда он предательски сдал офицеров, которые выполняли его приказ, убежал от ответственности. Уходить от ответственности – это был его любимый способ, основной способ, которым он действовал, не принимать решения и уходить от ответственности. Но главное быть одетым по последней моде, улыбаться голливудской улыбкой и получить аплодисменты и одобрение от кого угодно на Западе, от любого корреспондента и любого руководителя. Доброе слово от Маргарет Тэтчер было ему гораздо важнее, чем судьба его граждан.
Он не понимал ни внутренне, ни внешне. Еще хуже, ему было все равно. Как такой человек смог стать во главе государства? Как государство поставило его во главе?