Найти тему

Урок №2 Ходы фигур

Король — за исключением рокировки, передвигается со своего поля на одно из свободных смежных полей, которое не находится под ударом фигур соперника. Рокировка выполняется следующим образом: король перемещается со своего стартового поля на две клетки по горизонтали, а ладья при этом устанавливается на поле, которое пересёк король; таким образом, король оказывается за ладьёй, с которой он сделал рокировку. Рокировка окончательно невозможна, если король во время партии двигался. Также рокировка невозможна с ладьёй, которая уже двигалась. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором находится король, или поле, которое он должен пересечь или занять, находится под ударом фигуры соперника. Также рокировка невозможна, если на горизонтали между королём и соответствующей ладьёй есть другая фигура — собственная или фигура соперника.

Два короля вместе стоять не могут, между ними должна быть одна клеточка. Противостояние королей называется оппозицией. Различают ближнюю оппозицию, когда расстояние между королями составляет одно поле, и дальнюю, когда расстояние между ними равно 3 или 5 полям. Возможны оппозиции по вертикали, горизонтали и диагонали; в последнем случае она называется «косой».

Ферзь — ходит по вертикалям, диагоналям и горизонталям, на которых он находится. Исторически слабая фигура: изначально мог ходить только по диагонали на одну клетку, далее ходил как конь на ближайшее поле, если на его пути не стоит фигура.

-2

Ладья — ходит по вертикалям и горизонталям, на которых она находится.

-3

Слон — ходит по диагоналям, на которых он находится. Различают белопольных и чернопольных слонов. Белопольный слон ходит только по белых полям, чернопольный слон только по чёрным. Для белых самый важный слон это белопольный, так как король противника стоит в начальной позиции и после рокировки на белых полях и его может атаковать только белопольный слон. Для чёрных важен слон по этим же причинам чернопольный. Поэтому если вы хотите активно атаковать соперника важно этих слов сохранять и не разменивать. Соответственно для тех кто защищается выгодно этого слона выключить из игры (заблокировать например пешками диагональ по которой слон стреляет) или разменять его на другую фигуру.

-4

Конь — может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.

-5

Пешка — передвигается на одно поле только вперёд, за исключением взятия. Со стартовой позиции пешка может пойти как на одну, так и на две клетки вперёд. Пешка может взять любую фигуру соперника (кроме короля), которая расположена впереди неё на одну клетку по диагонали. Если пешка делает первый ход сразу на две клетки и после хода оказывается в одной горизонтали рядом с пешкой соперника, то она может быть взята этой пешкой; тогда последняя переходит на поле, через которое перешла сбитая пешка. Это взятие называется «взятие на проходе». Оно может быть осуществлено только сразу после того, как соперник сделал такой ход. Любая пешка, достигающая крайней горизонтали, должна быть тем же ходом заменена на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета, что и пешка.

-6