– Говоря о «Мастере и Маргарите», упоминают связанную с картиной мистику. Вас она затронула?
– Самая большая мистика заключается в том, что не было еще ни одного интервью, где меня об этом не спросили бы. Никакой мистики не было – кроме того, что книга, которая считалась полуподпольной и полузапрещенной, стала теперь обязательной даже в школьной программе. Воистину рукописи не горят!
Александр Георгиевич Филиппенко сыграл в «Мастере и Маргарите» не одну роль, а целых две. В 2005 году, в широко известной экранизации у Владимира Бортко, в роли Азазелло. А до этого в 1994 году у Юрия Кары в роли Коровьева.
«Я живу рядом с Патриаршими прудами, – рассказывает Филиппенко. Однажды показывал своим друзьям места, где разворачивались события «Мастера». Вдруг ко мне подбежал Бортко, рассыпался в комплиментах по поводу моего Коровьева (этого демона я сыграл много лет назад в фильме Юрия Кара, так и не вышедшем на экраны). Режиссер сказал, что хотел бы видеть меня в новом фильме по Булгакову...»
Роль Азазелло стоила актеру больших усилий. На съемочной площадке неотлучно дежурили... стоматологи: ведь Александру Георгиевичу приходилось целый день ходить не только с бельмом на глазу, но и с клыком. По словам Филиппенко, во время работы на Патриарших прудах артисты ходили перекусывать в близлежащие палатки, не переодеваясь. От одного вида Азазелло народ шарахался в стороны.
На мистических злодеев артисту особенно везло. В 1982 году Александр Филиппенко сыграл тоже две таких роли, в фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» роль самой Смерти и роль Кощея Бессмертного в детском фильме «Там, на неведомых дорожках...»
Но в жизни Александра Георгиевича мистики было мало. Начиналось все весьма прозаично, с физмата Московского физико-технического института, на котором настояла его мама. И даже два года проработал по специальности, старшим инженером в Институте геохимии АН СССР.
Еще учась в институте, Александр буквально «заболел» КВНом. Был активным участником команды КВН МФТИ, они стали чемпионами Клуба 1962-1963 годов. Поэтому, честно отработав два года физиком, он пошел учиться в знаменитую «Щуку» театральное училище им. Б. В. Щукина. Затем Таганка, потом театр им. Вахтангова, потом создание своего театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте.
80-е годы можно считать самыми успешными и плодотворными для Филиппенко, его фильмография пополнилась такими картинами как «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Возвращение резидента», «Приступить к ликвидации», «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин», «Я сделал все, что мог», «Трудно быть богом», и многими другими.
Огромная любовь к джазу – неизменное состояние Филиппенко.
И еще Александра Филиппенко называют Человек-театр за целую серию блестящих моноспектаклей и эстрадных программ, и за великолепное чувство юмора.
2 сентября 2022 года Александру Георгиевичу Филиппенко исполнилось 78 лет.
Друзья, давайте в день рождения артиста посмотрим, как великолепно он читает Зощенко. Уверен, вам понравится.