Найти тему

Как режиссёр Наумов выиграл фильм «Бег» в домино

Могила кинорежиссёра Владимира Наумова (1927-2021) на Новодевичьем кладбище пока только с крестом. Это понятно – он ушёл из жизни совсем недавно.

Наумов упокоен в хорошем месте – рядом Вахтангов и Таиров, недалеко Станиславский.

Я очень люблю его фильмы «Бег», «Тегеран - 43» (вернее, «их фильмы», потому что Владимир Наумов работал всегда с Александром Аловым, вместе они сняли десять картин).

Недавно пересмотрела их «Легенду о Тиле» (1976) и была поражена фильмом.

Сегодня так уже не снимают, с таким вниманием к каждому кадру. Почти каждый кадр – как отдельное живописное произведение искусства.

А как там хороши Ульянов и Леонов! Но больше всех поразил Анатолий Солоницын в роли омерзительного Рыбника.

Владимир Наумов оставил книгу воспоминаний. Там немало интересного для тех, кто любит и помнит лучшее из советского кино.

Расскажу про «Бег» (1970)

Это первая экранизация булгаковской пьесы. Наумов собрал не просто хороших актёров, а, я считаю, титанов нашего кино: Ульянов, Баталов, Евстигнеев, Дворжецкий. Запоминаются насмерть и те, кто там сыграл маленькую роль. И как не запомнить Ефремова, Басова, Олялина!

Кадр из фильма "Бег". В. Дворжецкий и А.Баталов
Кадр из фильма "Бег". В. Дворжецкий и А.Баталов

А игра в карты в Париже генерала Чарноты (Ульянов) и Корзухина (Евстигнеев) – это просто шедевр! «А ты азартен, Парамоша!» - повторюсь, что этот эпизод просто шедевр.

В нем Чарнота приезжает в Париж в кальсонах и именно так врывается к довольному жизнью Корзухину, обнимает и смачно целует.

Целоваться Ульянов и Евстигнеев наотрез отказались. Наумов долго уговаривал строптивых актёров. Но сумел заставить.

Кадр из фильма "Бег". Е. Евстигнеев и М.Ульянов
Кадр из фильма "Бег". Е. Евстигнеев и М.Ульянов

Кстати, Ульянов и Евстигнеев вообще плохо совмещались. Режиссёры это учитывали. Евстигнеев любил импровизировать и первый дубль у него был лучший. А Ульянов должен был «дозреть» не сразу, репетировал.

Как пишет Наумов, Евстигнеева помощницы поили кофе и выводили позже, пока Ульянов оттачивал эпизод. Потом их соединяли и был фейерверк. Вот так когда-то работали с актерами-титанами, времени не жалели и думали о каждом мгновении фильма.

Еще важно, что консультантом на фильме работала сама Елена Сергеевна Булгакова. Как пишет Наумов, она создавала такую атмосферу, что всем казалось, что Булгаков сейчас зайдёт, что он все время присутствует.

Очень жаль, что до премьеры вдова Булгакова немного не дожила. Мистика.

А премьера фильма могла и не состояться, потому что на Мосфильме вдруг поняли, что «Бег» «воспевает белогвардейцев». И это несмотря на то, что вся Москва была заклеена афишами фильма.

В это время Наумов, Алов и Ульянов находились в Чехословакии. Им позвонили и сообщили, что премьера отменяется. Они рванули в аэропорт и сумели сесть на самолет, в котором неожиданно встретили двух членов Политбюро ЦК КПСС.

Кинорежиссеры А.Алов и В. Наумов
Кинорежиссеры А.Алов и В. Наумов

Пока летели, один из деятелей предложил киношникам сыграть в домино. Они выдвинули от себя Ульянова и Наумов предложил играть на желание.

Из трёх партий выиграли две. Наумов начал требовать «желание исполнить», ему великодушно дали номер кремлевского телефона. Глупо было не позвонить и не пожаловаться, что «Бег» не выпускают. Наумов пишет, что этот номер он всю жизнь помнил и ещё то, что «с Ульяновым выиграли фильм в «козла».

Владимир Наумов мечтал, что они с Аловым начнут работу над «Мастером и Маргаритой». Очень жаль, что этого не произошло.

Но остались другие фильмы. И я вам от души их желаю посмотреть.

Ирина Биккулова, г. Москва

#лица новодевичьего #советскоекино #режиссер

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц