Для начала из моей личной практики. Году в 2011-12 мы выгружали из своего древнего корыта типа "Волго-Балт" зерно в грузинском порту Поти. Внезапно лопнул трубопровод, подводящий гидравлическое масло к домкратам подъёма крышки одного из трюмов. Масло под большим давлением потекло на палубу.
Конечно, перед началом работ были подготовлены средства по борьбе с разливом ГСМ - абсорбирующий материал (опилки, честно скажем) и куча ветоши. А в специальном ящике у лобовой стенки надстройки в канистрах находятся моющие средства и растворители. Присутствующие тут же кинулись на борьбу с разливом, однако часть масла успела достигнуть борта и начала сливаться в пространство между бортом и причалом.
Сидевший на стуле у трапа грузин-вотчмен всё это видел и начал призывать: "Ребята, убирайте скорее, а то буду кричать!" Все бешено удаляли масло с палубы и сколько могли дотянуться, с борта. А как было убрать с поверхности воды образовавшееся мощное радужное пятно? В итоге грузин всё-таки "кричать" не стал, спасибо ему. Ветер не давал пятну выползти на акваторию порта, а дело было уже под вечер, опускались сумерки. Ночью мы покинули порт без последствий для капитана и деда.
Не думаю, что всё это вот так сошло бы с рук, например, в США, славящихся очень строгим отношением к загрязнению моря в своих водах. Там бы этот вотчмен устроил "караул!" немедленно. Тут мне попался интересный документ на сайте Департамента юстиции США по такому случаю:
Заголовок: "Старший механик корабля приговорен к тюремному заключению за сброс нефтесодержащих отходов в воды США и воспрепятствование расследованию береговой охраны". Дата - 31 августа 2022 года.
В документе сухо указывается, что Кирилл Компаниец, старший механик судна под иностранным флагом, был приговорен к тюремному заключению за умышленный сброс примерно 10 000 галлонов загрязненной нефтью льяльной воды за борт в водах США у побережья Нового Орлеана в прошлом году и за воспрепятствование правосудию.
Как было дело? Пришлось таки покопаться в интернете, чтобы восстановить подробности. Итак, во время попытки произвести ремонтные работы с клапаном откачки балластных вод, который находился в машинном отделении, произошла его окончательная поломка и балластная вода хлынула в машинное отделение. В конце концов протечку удалось остановить, но куда девать почти 40 кубометров воды, в которую частично попали ГСМ из льял? По хорошему, её надо было бы прогнать через сепаратор льяльных вод, но по неизвестной причине это сделано не было. А просто напрямую по-тихому катнули за борт.
А дальше пошло одно за другим, всё более усугубляя вину деда. Расследование показало, что в "Журнале нефтяных операций" была сделана фиктивная запись об откачке всего примерно 2-х кубометров в специальную цистерну нефтесодержащих вод. Далее, стармех приказал удалить из компа и уничтожить распечатку данных сигнализации о затоплении машинного отделения, а всем подчинённым - удалить с их мобильных телефонов всё, что касалось этого происшествия.
Но нашёлся среди машинной команды непримиримый борец за чистоту окружающей среды и доложил таки об инциденте Береговой охране США через социальную сеть. Причём крот был быстро разоблачён и тут же на судне составлены фиктивные документы о его якобы плохой работе и наказаниях за это, что мол, и побудило его послать лживое сообщение из чувства мести. Но не помогло.
Когда власти занялись механиками вплотную, они сознались во всём и даже в том, что дед специально инструктировал их и требовал не признаваться ни в коем случае. Последней линией обороны стармеха было заявление, что всё это делалось по указаниям капитана. Но в итоге ни судоходная компания, ни капитан преследованию не подверглись, а достопочтенная Наннет Джоливетт Браун, главный судья Окружного суда США Восточного округа Луизианы
приговорила Кирилла Компанийца к 1 году и одному дню тюремного заключения, уплате штрафа в размере 5000 долларов и специальной суммы в размере 200 долларов, а также к шести месяцам условно-досрочного освобождения. (Не понял, что это значит).
Ну как тут было удержаться и не попробовать узнать что-либо о хитроумном стармехе? Поиски привели к его резюме для крюинг-компаний:
На момент прискорбного происшествия в марте 2021 года он уже работал по девятому контракту в качестве старшего механика. Удивительно, что же его подвигло на столь безрассудный поступок? Нашёл я и судно, на котором всё это произошло. Это балкер 2010 года постройки "GANNET BULKER", ходит под флагом Маршалловых островов:
Уникальный ли случай? Отнюдь. Вот статья из того же источника от 9 августа. Здесь героем является стармех-филиппинец по фамилии Пласабас с балкера "Лонгшор":
Причём филиппинец проявил не меньшую изобретательность, чем наш соотечественник:
"Компания New Trade Ship Management SA (New Trade), эксплуатирующая судно, и старший механик судна Деннис Пласабас сегодня в Сан-Диего, Калифорния, признали себя виновными в ведении ложных и неполных записей, касающихся сброса нефтесодержащих льяльных вод с сухогруза Longshore.
В частности, в двух разных случаях в период с октября по декабрь 2021 года стармех Пласабас, работавший в New Trade, приказал членам машинной команды более низкого ранга использовать переносной пневматический насос и шланг для обхода оборудования для предотвращения загрязнения путем перекачки нефтесодержащей льяльной воды из трюма машинного отделения в цистерну сточных вод судна, откуда она сбрасывалась прямо в океан. (Надо знать, что сточные воды - это скажем стоки из умывальников, душевых или камбуза и т.п., специального оборудования для их очистки не требуется).
Кроме того, Пласабас не зафиксировал эти неправомерные перекачки и сбросы за борт в судовом журнале нефтяных операций. А чтобы создать ложную и вводящую в заблуждение электронную запись о том, что оборудование для предотвращения загрязнения использовалось должным образом, Пласабас приказал закачивать чистую морскую воду в том же количестве, что и количество нефтесодержащих трюмных вод, которые он приказал перелить в цистерну для сточных вод. Эта чистая морская вода прогонялась через судовое оборудование для предотвращения загрязнения, чтобы создать впечатление, что это оборудование используется должным образом, хотя на самом деле это не так. Электронные записи показывают, что через оборудование для предотвращения загрязнения было пропущено около 9600 галлонов чистой морской воды".
Кто настучал на Пласабаса, не упоминается, по крайней мере, в тюрьму его не посадили, а в соответствии с условиями соглашения о признании вины и при условии одобрения судом компания New Trade заплатит общий штраф в размере 1 100 000 долларов США и отбудет четырехлетний испытательный срок, в течение которого любые суда, эксплуатируемые компанией и заходящие в порты США, будут обязаны подвергаться надёжной проверке соблюдения экологических норм.
А здесь можно почитать, как Как флот избавляется от ненужного, в том числе и грязных вод. И о них отдельно: Вода внутри корабля - пресная, солёная, иногда грязная
......................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь