Найти тему
МÁСТЕРСКАЯ

Какие краски взять школьнику?

Такую коробочку я собрала своей первокласснице. Краски от "Сонет" и коробка от "Невской палитры"
Такую коробочку я собрала своей первокласснице. Краски от "Сонет" и коробка от "Невской палитры"

Отгремело 1 сентября, закончены поиски и сборы нужных для школы вещей и теперь уже можно сесть и написать то, что давно хотелось. Дорогие родители, купите вашим школьникам хорошие краски! :)))

Прежде всего мне нужно обозначить тех, кому подходит мой совет. Если ребенок не понаслышке знаком с разными видами красок, мелков и карандашей, если он с маленького возраста рос в условиях, где ему возможно свободно выражать себя через рисование, то к 6-7 годам уже очень даже стоит обратить свое внимание на материалы хорошего качества. Я вовсе не говорю только о детях, которые с малолетства ходили на занятия по рисованию, я говорю о самом простом рисовании дома, на асфальте, на клочках бумажек и даже на обоях. Для очень многих детей рисование превращается в табу практически с младенчества, в таких случаях, к 7 годам нужно думать вовсе не о качестве материалов, а о том, как наилучшим способом создать условия по наверстыванию пропущенного (это не так уж сложно, но об этом будет другая статья).

Тем же детям и родителям, у кого все шло своим чередом, где были измазывания в краске, отпечатки рук, каракули и головоноги. Для тех, кто знает как обращаться с кистью и как ее мыть (это вроде элементарно, но не все умеют), для тех, кто не дрожит от возбуждения при виде настоящих красок (а такое бывает постоянно с теми детьми, для которых краски - "запрещенка", потому что пачкаются и родители их обычно заменяют мелками или фломастерами). Вот для таких детей я советую поднять планку в выборе художественных материалов.

Чтобы долго вас не томить, я сразу скажу самую важную вещь, которую можно было бы оставить на финал статьи:

качественные и удобные материалы = здоровая самооценка и уважение к собственному труду.

Это самое важная, но не единственная причина. Есть еще, как минимум, экологическая, эстетическая и эргономическая. И даже дисциплинарная.

Экологическая.

Дело в том, что наборы медовых красок (есть очень хорошие, не умаляю достоинств этого вида акварели) - это, как правило, пластиковая палетка с углублениями, куда налита краска. Так уж устроено, что какие-то цвета используются гораздо чаще остальных (обычно это основные цвета: красный, желтый, синий и белый, если он есть), они исчезают первыми. В то время как остальные, не самые популярные - коричневые, черный, остаются на палетке надолго. Что делать, когда уходит нужный цвет? Либо мучиться его отсутствием, либо покупать новую палетку. Обычно при втором варианте скапливается несколько таких наборов, где постоянно что-то отсутствует. И мне просто не нравится скопление всего этого пластика, который не знаешь куда девать - и выкинуть не выкинешь (краска-то есть), и пользоваться неудобно. Короче, мне определенно не нравится одноразовость таких красок. Особенно, когда есть с чем сравнить. Например, моей коробке для акварели, где можно заменять кюветки с краской, больше 10 лет. А пластиковой палитре все 20.

Конечно, такая причина никак не отзовется тем, у кого одной палетки хватает на года, потому что ребенок рисует лишь на уроках изо раз в неделю. Но, думаю, тогда и этот блог не для них. Я художник всю свою жизнь. Рисование - это и есть моя жизнь, поэтому здесь я и пишу об этом.

Эстетическая и психологическая.

Любому человеку приятно, когда красиво глазам. Детям приятнее вдвойне! Красота того, что у тебя в руках побуждает создавать новое, своё, может быть даже более прекрасное, чем уже есть. Нет ничего эстетичного в красках, где есть постоянные зияющие дыры, недостаток, который не заполнить, не закрыть. Это нормально, когда постепенно исчезают краски. Плохо, когда их не заменить, когда они уже исчезли. Конечно, это тренировка смекалки и изворотливости, но должны быть и условия, которые позволяют творить легко и с удовольствием. Какую привычку вы вы хотели бы видеть в своем ребенке: привычку терпеть и всегда соглашаться на малое? Или привычку творить прекрасное из того, что приятно глазам и создано для меня? Я выбираю второе:) Поверьте, рисование при должном подходе тренирует и способность обходиться малым, превращая его в нечто потрясающее. Но невозможно создавать новое из привычки думать "у меня всегда чего-то не хватает".

Дисциплина и аккуратность.

С хорошими вещами учишься обращаться бережно. Это так же очень важно. Я уважаю себя и свой труд, я ценю качественные вещи и материалы. Так это работает.

Мы с Пелагеей даже сделали маленькую церемонию. Это ее первый такой "взрослый" набор, ее личный. Она сама выбрала оттенки, которые ей нравятся, сама расставила. Это ее вещь, за которой она сама ухаживает и следит. Она решает, давать ли кому-то свои краски или нет, и сама видит последствия своего выбора. Очень хорошая отработка личных границ происходит на таких важных для тебя, качественных вещах.

Эргономическая.

Медовые краски просто ниже уровнем. Хуже смешиваются, хуже набираются на кисть (которая, кстати, тоже может быть хуже некуда). Хуже ладят с бумагой и друг с другом. Ими просто сложнее работать. Очень многие дети настолько привыкают к бледности и обилию воды на листе, что думают, что по-другому и быть-то не может. Дети стараются, трут эту несчастную краску, устают. И тогда рисование - это ерунда, ведь выходит некрасиво, неярко. Да и вообще, я так устал от него. Или тогда дело во мне и "я не умею рисовать". А дело просто в красках, просто в плохой бумаге или в невнятной кисти. Когда что-то дается тяжело (а многие обычные детские акварельки, видимо, созданы, чтобы тренировать усердие и терпимость), то и заниматься этим не хочется. Хорошие краски - это легкость и закономерность. Это уверенность в результате. Это свобода от напряжения в теле и свобода от уничижительных мыслей о себе самом.

Все, что написано здесь, основано на многолетнем опыте работы и наблюдения за детьми и тем, как они рисуют. А так же и на моем личном опыте, разумеется. За свою жизнь, я рисовала очень разными материалами. И закалки в этом смысле мне не занимать. В принципе, в моем детстве и выбора-то особо не было. И когда, уже в художке (а это был уже 6 класс!), мне наконец-то купили 16 цветов "Ленинграда" в картонной коробке, вот тогда я и поняла, как это - писать! Я до сих пор помню то первое впечатление - легкость, удовольствие, счастье от того, что происходит на листе. Тогда я узнала, что акварель - это чудо, а не морока, не повинность, не груз. Это радость творения, и у меня есть все необходимое, чтобы создавать прекрасное и делать это лучше и лучше, проще и легче.

И мне хочется, чтобы детям тоже было легко. Чтобы в таком новом для них приключении, как школа было больше красоты, простоты, удовольствия. Хочу, чтобы они были наполнены решимостью действовать, чтобы верили в себя. И иногда этому очень просто помочь случиться. Создать нужные условия и купить хорошие краски:)