Найти тему

Волонтёры Петербурга: благотворительная организация «Ночлежка»

Одна из самых известных петербургских благотворительных организаций «Ночлежка» появилась в нашем городе 32 года назад. Правда, в то время вряд ли можно было представить, что из рядовой студенческой инициативы сделать мир немного справедливее, вырастет структура, которая решает огромный спектр важнейших задач.

Фото: официальное сообщество фонда "Ночлежка" ВКонтакте
Фото: официальное сообщество фонда "Ночлежка" ВКонтакте

Тогда, три десятка лет назад, в Ленинграде раздавали продуктовые карточки. Правда, воспользоваться ими могли только те, у кого была местная регистрация. Инициативная группа молодых людей добилась того, что городские власти дали возможность раздавать эти карточки всем, кому они не достались. Это был первый, но такой важный шаг, будущей организации, которая сегодня называется «Ночлежка». А её руководитель Данил Краморов рассказывает о том, что сегодня входит в ее задачи:

Помимо раздачи еды или возможности переночевать не под открытым небом, наши соцработники-юристы помогают выбираться с улицы и решать более серьезные проблемы. Оспаривают мошеннические сделки с недвижимостью, восстанавливают документы, возвращают домой, если человеку это нужно, помогают с трудоустройством и лечением. Мы стараемся помочь со всем, что может привести человека на улицу. Дополнительно, помимо прямой помощи, мы хотим активно взаимодействовать с обществом, пытаться рассказывать, что бездомность – это невероятно страшно, но сами бездомные не так страшны, как могут показаться. Бездомность окружена огромным количеством стереотипов, с ними можно и нужно работать. Мы прекрасно понимаем, что можем делать сколько угодно, но проблему бездомности самостоятельно не решим.

Дать крышу над головой всем, кто вынужден ночевать на улице, накормить и обогреть, даже такой опытной организации не под силу. За эти годы помощи обездоленным «Ночлежка» спасла немало судеб, но до сих пор в обществе ещё очень прочно заложены стереотипы, связанные с бездомными. Сами подумайте, какую картину вы себе нарисуете, если вас попросить представить бездомного. Вряд ли это будут яркие краски радости и добра.

Нам кажется, что бездомный – человек, выглядящий определённым образом: мужчина с огромной бородой, плохо пахнущий, в грязной одежде, который сидит на автобусной остановке и находится в состоянии алкогольного опьянения. Это иллюзия, если зацепиться за статистику, то больше половины тех, кто обращается к нам за помощью – это люди, которые приехали на заработки из экономически неблагополучных регионов. Огромное количество людей устремляются в столицы, в надежде найти что-то, что поможет им прокормить семью. Дальше может произойти что угодно. Их могут обмануть, они устроятся неофициально на работу – им не заплатят. Могут получить травму на каком-то производстве, и с учетом того, что они устроены неофициально, им никто не оплатит больничный. Следовательно, они потратят все свои накопления. Домой они вернуться не могут, ведь семья отправила их в город на заработки, – говорит Данил Краморов.
Фото: официальное сообщество фонда "Ночлежка" ВКонтакте
Фото: официальное сообщество фонда "Ночлежка" ВКонтакте

А есть ещё и старики, которым пенсии хватает только на оплату коммуналки и на лекарства. И они приходят за едой и одеждой. Кого-то обманули с документами и нужны грамотные юристы. А кто-то и правда имеет зависимость, которая появилась из-за отчаянья уже после того, как человек оказался на улице, и это тоже люди, которые нуждаются в помощи.

Когда видишь бездомного человека, хочется немножко упростить. Свалить на то, что это его выбор и он сам этого захотел, а я бы до такой ситуации никогда в жизни не дошел. Ты бы выбрался в две секунды, если бы захотел. К сожалению, жизнь сложнее, чем фантазия. Попытка поставить себя на место бездомного человека – очень страшна. Когда ты начинаешь думать о том, что всё сложнее и не зависит от твоих прямых действий, вдруг понимаешь, что тоже не застрахован. Бездомность такова, что ты или твои друзья и близкие, вне зависимости от своих действий, можете оказаться в такой же ситуации. Это, на самом деле, жуткая мысль. Само количество стереотипов, которое мы имеем вокруг бездомности, в первую очередь завязано на страхе поставить себя на место бездомного человека и представить, что с тобой будет, если жизнь на каком-то этапе свернет не туда, рассказал Данил Краморов.

Очень сложно предугадать, каким будет жизненный сценарий того или иного человека. Ты не можешь знать, что ждёт именно тебя впереди. Но ты точно знаешь, что в твоих силах протянуть руку помощи тому, кто не смог удержаться в сложный момент жизни. И Данил Краморов уверен, что помогать – это вполне нормально для любого человека:

Когда ты идешь по зимнему Петербургу, и кто-то перед тобой поскальзывается, то ты протягиваешь ему руку, не задаваясь вопросами: «А чего это он тут упал? Чего он такой дурачок? Значит обувь неправильную надел или под ноги не смотрел». Этот шаг пропускается, потому что ты видишь человека в условной беде и помогаешь ему по умолчанию. Когда мы переходим, казалось бы, к более серьезному уровню, то вдруг начинаем задавать эти вопросы: «Не сам ли он это сделал? Достоин ли он помощи? Почему я?». Почему-то ситуация в этих двух кейсах отличается, хотя на самом деле это одно и тоже. Если у тебя есть ресурс, возможность, время, деньги, желание, то почему, собственно, не помочь? Это нормальная история.

Фото: официальное сообщество фонда "Ночлежка" ВКонтакте
Фото: официальное сообщество фонда "Ночлежка" ВКонтакте

Каждый человек, который готов в любой момент прийти на помощь нуждающемуся, черпает свои силы из тех примеров доброты, которые он сам встретил на своём жизненном пути. А если эти ценности вложили в него ещё в детстве, и родители своими поступками показали, насколько важно помогать другим – такой опыт точно станет отправной точкой для будущего волонтёра. Своей историей поделилась волонтер «Ночлежки» Дарья Антипова:

Мама и папа воспитывали меня в культуре эмпатии и помощи другим. Я помню, когда я была очень маленькой, мы ехали в электричке, а это были 90-е, всё в дефиците. Мама часть продуктов, которые мы купили, просто отдала бабулечке из электрички. Это первое такое воспоминание, потом мама объяснила, что когда-то её бабушка пропала без вести. Иногда она думает, что кто-то также мог с ней поделиться, и маме становится лучше от этой мысли. Папа работал в «Зените», и часто какие-то люди писали ему в газету письма: «Помогите, пожалуйста, у меня растёт внук, и он мечтает о кедах». Папа шёл и где-то добывал кеды. Ещё, я сейчас не назову футболиста, к сожалению, был маленький мальчик и он болел онкологией. Его папа написал в газету моему, что мечта мальчика – пообщаться с этим футболистом из «Зенита». Папа организовал встречу, мальчик выздоровел и несколько лет назад папа даже был приглашён на его свадьбу.

Фото: официальное сообщество фонда "Ночлежка" ВКонтакте
Фото: официальное сообщество фонда "Ночлежка" ВКонтакте

Ещё в подростковом возрасте Дарья услышала об интересной традиции, когда десятую часть своего дохода ты обязательно отдаёшь на благотворительность. Но девушка ещё не зарабатывала, а стремление помогать было достаточно высоким. И она обратилась в одну из самых известных на тот момент благотворительных организаций, в «Ночлежку». Там всегда требовались руки для самой разной работы.

Точно помню, мы клеили первые копилочки для сбора пожертвований, которые есть во всяких магазинах. Тогда еще не было такого большого количества сотрудников в «Ночлежке». Там, где здание приюта, мы все сидели и клеили на чердаке: председатель, волонтёры, бухгалтер и завхоз. Так меня и затянуло, но я не выбирала. Если бы меня спросили: «Ты хочешь помогать бездомным, пожилым людям или животным?». Я не знаю, чтобы я выбрала, а тогда будто выбора и не было, хочешь делать добрые дела – иди в «Ночлежку», рассказала Дарья Антипова.

Сегодня «Ночлежке» помогают порядка четырёхсот волонтёров. Конечно, в это число входят и те люди, кто пришёл на помощь лишь однажды. Но даже разовый бескорыстный шаг – это уже большое подспорье в таком непростом деле, как битва за то, чтобы облегчить жизнь нуждающимся.

Над выпуском работали:

Евгения Соколовская - журналист, интервьюер, продюсер и главный редактор проекта «Волонтеры Петербурга»

Галина Осипова - журналист, корреспондент «Авторадио-Санкт-Петербург»

Алексей Шайдуллин - Звукорежиссер