Найти тему
Толкачев. Истории

Апокалипсис в живописи и судьбе мастера сюрреализма Здзислава Бексиньского

Оглавление

Загадка, Здзислав Бексиньский создавал сюрреалистичные, депрессивные полотна, не давая им названия. Знаю, многие открещиваются от "сюра" тем, что они, мол, не радетели всяких там дурных фантазий. Нечего ими голову забивать. Хватит одного Дали. Зло притягивает к себе зло.

Чего греха таить, некоторые прикрывают страх перед будущим, перед иной реальностью, которая поджидает нас в часы страха и тревог, во сне или в минуты забытья, наконец, за дверью квартиры или больничной палаты...

Не безответственно ли сваливать все на Иоанна Богослова, самоотверженно описывающего Апокалипсис для будущих поколений?

Здзислав Бексиньский взвалил на себя тяжелейшую миссию работать в концепции "Memento mori" и подобно Сизифу катить камень на гору зла, вполне осознавая, каков будет исход.

Архитектор по профессии, он создавал постапокалиптические картины, – если можно так сказать "архитектуру метафизики". Его постапокалипсис имеет много коннотаций. Картины польского мастера можно выстраивать в разные конфигурации, и они в каждом случае будут источать разные смыслы. Почему автор не давал названий своим картинам, я не нахожу этому объяснения.

Изложу свою версию. Бексиньский на себе прочувствовал магическую силу данного искусства, его сокровенный смысл. Судите сами, он всего себя отдавал теме бессознательного в человеке.

Титанический труд над произведениями, где художник разрывался между двумя манерами: барочной и готической. Потеря любимой жены и на следующий год, в сочельник: взрослого сына-популярного в Польше музыкального радиожурналиста, совершившего суицид.

Ровно пять лет ему будет отпущено жить, а по сути казнить себя на этой земле после смерти сына. Бездыханное тело художника будет обнаружено в его квартире 22 февраля 2005 года с 17-ю ножевыми ранениями.

В каждой картине – сюжет ненаписанного романа. Одна из моих версий: художник ожидает, что прочтение текстов Данте, Шопенгауэра, Ницше, Сведенборга, Лавкрафта и Борхеса вместе с живописью Бексиньского станет для читателя более плодотворным.

Некоторые разгадки сюжетов Бексиньского с помощью латинских крылатых выражений и Mirror Reaper · Bell Witch

Что есть истина (Quid est veritas)

Как писал Э.Сведенборг: "Ангелы изумляются, когда узнают, что есть люди, которые все приписывают природе и ничего не относят к Божественному началу".

Восхода солнца не ожидается (Ortus est non expectatur)

-2

Если дерево становится схожим с весами, значит оно сомневается

Так идут к звездам (Sic itur ad astra)

-3

Перед смертью (Ante mortem) лучше сказать себе "Мой путь к звездам: чем в ад".

Мир желает быть обманутым, так пусть он будет обманут (Mundus vult decipi, ergo decipiatur)

-4

Начало Армагеддона.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Оmnis enim qui petit accipit et qui quaerit invenit et pulsanti aperietur)

-5

Когда мы слышим эти слова, не стоит ли задуматься о том, что они адресованы не только нам.

Отче, я согрешил (Pater, peccavi)

-6

Стоит ли грешнику верить, что крест его выдержит...

Какова жизнь, такова и смерть (Qualis vita, finis ita)

-7

Жуткое зрелище толпы. Жизнь дана на на то, чтобы найти свой путь.

Сумма сумм (Summa summarum)

-8

Однообразие – итог для того, кто остановится в поисках.

Истина не боится ничего, кроме сокрытия (Veritas non semper latet — [вэритас нон сэмпэр лятэт)

-9

Нас окружает таинство зла, так же, как и таинство добра, и, по моему глубокому убеждению, мы живем в незнакомом мире – мире пустот, теней умерших и духов сумерек.(Г.Лавкрафт)

Пороки эпохи, а не человека (Vitiis, an epoch et non homo)

-10

— Мистер Чевоиз, эти люди не похожи на мертвых. Ведь на самом деле, без преувеличений, они не мертвы, правда? (Роберт Шекли «Путешествие в послезавтра»)

Все может ослабить время, но не мою печаль (Cuncta potest vetustas, praeterquam curas attenuare meas)

-11

Мы, наделенные пятью жалкими чувствами, притворяемся, что понимаем бесконечно сложный космос.(Лавкрафт)

Искусства смягчают нравы (Artes molliunt mores)

-12

Самое оптимистичное, трогательное событие. А не весь ли состав оркестра присоединился к игре на инструменте? Данной картине я дал еще одно название "Образ мыслей Эммануила Сведенборга*".

Однако должно знать, что человек не может видеть ангелов глазами плоти, но глазами духа, который внутри человека, потому что дух его принадлежит духовному миру, а все телесное – природному; подобное видит только подобное, потому что оно состоит из подобного ему начала. (Э.Сведенборг)

_________________________________________________________________

*Э.Сведенборг – шведский учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель. Занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией.

Крайне интересно, как проходил процесс создания творений

Одно из моих предположений кроется в цитате из рассказа Н. Гумилева.

"И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. Наверху для лучшего распространения звуков были устроены каменные своды с хитро задуманными выгибами и арками. Громадные виолончели, лютни и железные пюпитры удивительной формы, как бредовые видения, как гротески Лоррэна, Калло, теснились в темных углах. А стены были исписаны сложными алгебраическими уравнениями, исчерчены ромбами, треугольниками и кругами. Старый мэтр, как математик, расчислял свои творения и называл музыку алгеброй души".
Николай Гумилев "Скрипка Страдивариуса"

Здзислав Бексиньский. Что в его городке?

Родился в польском городе Санок, там же находится музей с его шедеврами. В городке не так давно снесли памятник советским воинам-освободителям города. А в боях за Польшу в 45-м погиб мой дед: могиоу я не нашел, и на мои запросы поляки не отвечают. Вместо того, чтобы заниматься вандализмом с памятниками спасителям города от фашизма жителям стоило бы озаботиться созданием скульптуры своего земляка – выдающегося скульптора и художника Здзислава Бексиньского.

#рок музыка #сюрреализм #апокалипсис #живопись #культура #польша #будущее #фантастика 

Читайте на канале:

Завещания писателей-фантастов: есть одна закономерность

Писателю надо увидеть бездну

Кто был писатель Беляев – Ихтиандр или Ариэль?

Австралийский писатель и иллюстратор Шон Тан о проблемах общества, зашифрованных в антиутопиях

За откровением искусства Ярослава Ясниковского гадалка уже не нужна

Писатель-фантаст Станислав Лем и одно его предсказание

Подписывайтесь на канал "Напиши шедевр"!