Что нужно региону для развития гастротуризма и чем можно помочь становлению и развитию местных кулинарных брендов?
Гастрономический фестиваль, недавно прошедший в Новосибирске, был не только богат разнообразием вкусов и красочностью зрелищ — он подарил рестораторам и отельерам щедрую возможность обменяться мнениями о ситуации в отрасли, проблемах, с которыми сталкиваются местные производители, новых трендах и региональных особенностях ведения бизнеса.
Организаторы фестиваля — минпромторг Новосибирской области, Федерация рестораторов и отельеров Сибири, организация «Опора России» — привлекли к его работе ведущих столичных экспертов сферы HoReCa. Их присутствие на дискуссионной площадке сделало обмен мнениями особо ценным.
— Сегодня Сибирь даёт возможность обогатиться новыми знаниями о традициях и инновациях в сфере общественного питания, — сказал, открывая деловую часть фестиваля, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров. — Это особенно важно, если учесть, что события последнего времени дали импульс развитию отрасли. Большая часть предпринимателей перешла на продукцию местных товаропроизводителей, фермерских хозяйств региона. Сегодня мы обсудим, какие тенденции и перспективы наблюдаются на отечественном рынке.
Как себя чувствует ресторанный бизнес в новых условиях, когда многие традиционно туристические страны оказались недоступны большинству россиян и они активно переориентировались на путешествия внутри страны? Готовы ли регионы принимать, с комфортом размещать и в хорошем смысле удивлять своей кухней искушённых гостей? Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров уверен: потенциал есть в любом регионе, но его надо уметь реализовать. Он привёл в пример отельные завтраки, высказав мнение, что гостям было бы куда интереснее, если бы их по утрам вместо банальных сосисок и варёных яиц кормили блюдами с региональным акцентом.
Именно ресторанные концепции, основанные на аутентичных блюдах из местных продуктов, могут стать дополнительным поводом посетить Новосибирск, а никак не очередная азиатская кухня или пиццерия, подчеркнул Игорь Бухаров.
Модератор деловой части вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сибири Анжелика Бурковская поинтересовалась у столичного эксперта его мнением по поводу гастрономического лица Новосибирска — есть ли оно, и если да, то как оно выглядит. Игорь Бухаров отметил, что в регионе есть достойные региональные бренды, а талантов в сфере гастрономии хватает далеко не только в Москве и Санкт-Петербурге — на периферии их тоже достаточно. Однако для развития гастрономического туризма недостаточно одних талантов — нужны события и инфраструктура, которые бы привлекали гостей. Эксперт привёл в пример инициативу предпринимателей из Ростовской области, которые построили большие бассейны и теперь перехватывают по дороге на юг туристов, которые с удовольствием там останавливаются. Ещё один пример — фестиваль «Зима начинается с Якутии», привлекающий гостей в один из самых северных регионов с его колоритной кухней.
У Новосибирска, который в этом году будет играть роль новогодней столицы России, есть все шансы проявить себя в этом плане и продемонстрировать свои сильные стороны.
Директор представительства Федерации рестораторов и отельеров России в Санкт-Петербурге Александр Марков привёл в пример проект «Петербургская кухня», который является гастрономическим брендом региона, открывающим гостям города аутентичные местные блюда. Он отметил: создание и развитие брендов — это, скорее, не цель, а возможность рассказать о себе как можно большему числу людей.
О проблемах, с которыми сталкиваются производители, представляющие локальные бренды, рассказал основатель сети магазинов «Добрянка» Виталий Насоленко. Он уверен: для того чтобы защитить местный бизнес в отрасли, необходимо менять правила игры. Например, сегодня торговая сеть не может занимать более 25% рынка, а для производителей никаких ограничений нет.
Федеральные торговые сети заходят на рынок, приводят с собой своих поставщиков, и если этот процесс не ограничить, местным производителям выжить очень трудно.
Эксперты обменялись мнениями, нужно ли производимым здесь аналогам популярных импортных продуктов сохранять названия подлинников. Игорь Бухаров считает, что рано или поздно оригинальные моцарелла, буррата и хамон вернутся на прилавки, и тогда их местным репликам придётся сложно.
С другой стороны, назови сибирский хамон свиной ногой — много ли любителей испанского деликатеса на это клюнет?
Ещё один сложный вопрос — подведомственность предприятий сферы HoReCa. С разных сторон их работу регламентируют и Минсельхоз, и Минпромторг, и Минэкономразвития, и Ростуризм, которые далеко не всегда согласуют между собой свои действия. В итоге у семи нянек дитя получается без глаза, посетовал Игорь Бухаров.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Алексея ТАНЮШИНА