Найти в Дзене

С чего начинается Родина или Жизнь и терзания пианиста фронтовика

Фильм "Сказание о земле Сибирской". Мелодрама, мюзикл. О данной картине я помню с глубокого детства, ведь я тогда начал её смотреть по ящику только из-за названия, ведь я ожидал историческую драму о победе Ермака Тимофеевича над сибирским ханом Кучумом, а картина начиналась вообще с Блеслау, который штурмовали части Красной Армии. И я это дело тогда выключил, поскольку мне эта тема тогда была не интересна. И вот сейчас, спустя некоторое время, я вспомнил об этой картине и решил её таки посмотреть - и это того стоило. Я потрясён данной работой знаменитого советского режиссёра Ивана Пырьева, у которого я видел пока только "Кубанские казаки". И вот вам моё краткое мнение - Жизнь и терзания пианиста фронтовика. Хочу заметить сразу, что недостатков в картине нет, не было и быть не может, но есть один момент, о котором я поговорю отдельно, а пока сосредоточу ваше внимание на выразительных достоинствах этого шедевра отечественного кинематографа.
Итак, вот они:
1. Сценарий - в Московскую консерваторию, после ранения, возвращается старший лейтенант Андрей Балашов, который, после выступления своих друзей понимает, что быть великолепным пианистом, каким он был до войны, уже не сможет. Терзаемый этой думой, он рвётся в родные сибирские края, где его талант раскрывается вновь. Сюда же прибывают его друзья и возлюбленная, которая ждала его с самой войны. А дальше рассказывать не имею права, иначе испорчу вам всё удовольствие от просмотра. Это и любовная история, и история Великой Страны, и история Великого Народа, на долю которого выпали тяжкие испытания. Герои цепляют своей проработанностью, искренностью, добротой, характером, и жизнерадостностью. Образы и характеры были взяты из реальной жизни, и талантливо обработаны лучшими кинематографистами нашей страны. Эмоциональное вовлечение зрителя тут идёт от начала и до самого конца. Даже эпизодические герои отлично раскрыты всего лишь парой реплик. А сама история получилась великолепная и очень даже патриотичная.
2. Атмосфера - послевоенная Сибирь, вокруг полно фронтовиков, идут ударные стройки коммунизма, в Сибирь прибывают люди из других регионов Великой Страны. Буквально в воздухе витает ощущения могущества и веры в лучшее будущее и в том, что русский человек в состоянии совершить невозможное, и даже природа не способна этому помещать. А бессмертная музыка великих композиторов прошлого, старые сибирские народные песни, и новые композиции главного героя отлично передают эту атмосферу, как и виды могучей Сибири.
3. Быт - фронтовики с орденами и медалями, лозунги на красной материи, написанные белой краской, плакаты военного и мирного времени, предметы быта, деревянные столы, стулья, книжные полки, театральные афиши - всё это погружает зрителя в ту, уже далёкую от нас эпоху, когда взаимоотношения между людьми были проще, а все проблемы решались при личном разговоре. Картина хорошо показывает эти самые взаимоотношения, пусть немного и идеализированно, но в это можно поверить. Всякие мелочи в кадре смотрятся хорошо. Никогда не перестану восхищаться такой доскональной проработкой мелочей, как это делали в советском кино.
4. Патриотизм - картина буквально дышит любовью к Сибири, к Родине, к своему народу, который выстоял и победил в самой страшной войне за всю историю человечества, а после её окончания смог восстановить разорённое врагом народное хозяйство. И всё это люди сделали вместе, и стар и млад, и мужчины и женщины, и фронтовики и гражданские, и артисты и слесари. Как я уже не раз говорил, великий поклон героическому поколению моего дедушки и моей бабушки. Операторская работа заслуживает отдельной похвалы, ведь нам показали настоящую Сибирь и Забайкалье. Пафос в картине есть, но он как никогда уместен и это сделано специально. Вот именно на таких картинах и нужно воспитывать подрастающее поколение. Да и фронтовики показаны честно и искренне, особенно когда поют или слушают музыку.
Немного о главных героях:
1. Андрей Балашов в исполнении Владимира Дружникова - талантливый пианист, вернувшийся в фронта после ранения, которое сильно повлияло на его мировоззрение и все дальнейшие действия. Хочет сбежать от музыки и знакомых, но даже в сибирской тайге музыка его не оставляет, а видя героический труд соотечественников ему ничего не остаётся, как заново научится виртуозно играть на пианино и не только. Смелый офицер, хотя и нерешительность частенько проявляет, терзается чувствами, но в итоге принимает верное решение. Герой, которого великолепно сыграл Владимир Дружников. Браво!
2. Наталья Малинина в исполнении Марины Ладыниной - артистка Московской консерватории, возлюбленная Андрея, которая его ждала всю войну, но признаться в любви так и не решилась. Новая встреча в Сибири только разожгла едва погасший огонь. Финал тут очевиден. Красивая женщина и великолепная певица, роль которой великолепно удалась нашей знаменитой красавице Марине Ладыниной (помню её по "Кубанским казакам").
3. Яков Бурмак в исполнении Бориса Андреева - старшина РККФ, прибывший в Сибирь за своей возлюбленной Анастасией, и всячески добивающейся её руки. Он ещё не догадывается, что ему предстоит сыграть важную роль не только в разрешении своих сердечных дел. Как всегда, Борис Андреев великолепно исполнил роль простого русского мужика, который рубит правду матку прямо в лицо, и исполняет свои обещания, а ради счастья любимой готов удалится восвояси. Браво!
Теперь поговорим о неприятном моменте. Дело в том, что данный шедевр подвергся серьёзной цензуре то ли в 1954, то ли в 1966 году, ведь та версия картины, что я смотрел (как и большая часть моих соотечественников) - это именно урезанная на десять минут, и это при просмотре очень заметно. Видны монтажные склейки, явные следы переозвучки. И что самое обидное - первую версию я найти нигде не смог. Конечно, фильм и без этого прекрасен, но оригинал есть оригинал. Уверен, что в вырезанных десяти минутах был не только портрет Иосифа Виссарионовича Сталина и разговоры о нём.
Картина наполнена жизненной энергией и несёт такой сильный заряд, который может горы свернуть, ну прямо как в картине "Кубанские казаки". Да, картина идеологизированна, да, жизнь русских людей в Сибири приукрашена, но знаете что - в это я больше поверю, чем в чернушность и грязь современного русского кино. Нашим бы современным "режиссёрам" поучится бы у настоящих мастеров прошлого, таких как Иван Пырьев, глядишь, и кино будут снимать такое, от которого не тошнит.
В итоге имеем очередной шедевр советского кинематографа, с великолепным сценарием, яркими героями, отличной музыкой, прекрасными видами Сибири, и великолепными актёрскими работами.
Моя оценка 10 из 10 и моя рекомендация к просмотру!

  • Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
  • Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
  • Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!