Чтобы более качественно построить тренировочный процесс по повышению индивидуальной подготовки, нужно понимать что такое индивидуальная подготовка футболиста. Часто под индивидуальной подготовкой подразумевают процесс индивидуальных занятий, что в корне не верно. Индивидуальная подготовка футболиста это технические, тактические, физические и психологические навыки, усвоенные конкретным футболистом в результате его обучения футболу. У всех футболистов по ряду объективных причин эти навыки в чём-то схожи, а в чём-то и нет ( нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых футболистов). Если рассматривать индивидуальную подготовку футболиста, как комплекс усвоенных специфических футбольных двигательных навыков, обеспечивающих своим проявлением игровую деятельность футболиста, то непременно возникает вопрос, при каких формах занятий лучше всего развивать эти навыки. Нужно уже чётко определиться с тем положением обучающего процесса, что на индивидуальных и групповых занятиях решаются преимущественно разные задачи. Так, например, для обучения тактике футбола без групповых занятий не обойтись ни как. Физическую подготовку тоже можно повысить на групповых занятиях. Но современную скоростную технику футбола на занятиях в группах, где более трёх занимающихся на одного тренера освоить крайне проблематично. А о групповых занятиях по психологической подготовке и говорить не приходится, это непосредственное обучение каждого футболиста в отдельности. На основе вышеизложенного мы видим, что процесс подготовки современного высококлассного футболиста намного сложнее того, который осуществляется сейчас в футбольных школах и академиях России. Поэтому, до тех пор, пока в футбольных школах, будут проводиться только групповые занятия, подготавливать хороших футболистов там не удастся. Надо отметить, что здесь не предлагается отменить групповые занятия, они тоже нужны и выполняют свою важную функцию при обучении футболу. Но если на начальных этапах обучения футболистов индивидуальные занятия не так важны, то для процесса дальнейшего обучения индивидуальные занятия постепенно должны стать приоритетными. Без индивидуальных занятий вырастить хорошего современного футболиста с высокой индивидуальной подготовкой очень проблематично, и это уже поняли в лучших футбольных Европейских странах. Так например в Испании, для того чтобы позаниматься у высококлассного тренера по индивидуальной подготовке футболистов, вначале нужно связаться с его агентом, а потом ещё ждать не менее месяца, а то и двух, когда в графике работы этого тренера появится свободное время. А что же в российском футболе? А в российском футболе в этом плане всё с точностью наоборот – никакого индивидуального обучения. Нам футбольная Испания не указ. Российский футбол идёт своим путём. Только почему-то всё время напрашивается один и тот же вопрос: «А в ту ли сторону он идёт?».
Если попытаться проанализировать сложившуюся отрицательную ситуацию с индивидуальным обучением в российском футболе, то первый и он же главный вопрос это – кто будет осуществлять такое обучение. При групповых занятиях роль тренера завуалирована большим количеством занимающихся. Поэтому, довольно часто, особенно в сельской местности, тренировочные групповые занятия проводят тренеры, даже не имеющие специального спортивного образования, но порой добивающиеся неплохих результатов на различных турнирах и первенствах. Но, совсем по другому обстоят дела с индивидуальными занятиями по повышению индивидуальной подготовки отдельного футболиста. Для того чтобы индивидуально работать с любым футболистом нужны тренеры специализирующиеся именно на индивидуальном виде обучения. Неоднократно приходилось слышать от некоторых тренеров, что индивидуальное обучение это легко и просто и что они сами могут с успехом проводить соответствующие индивидуальные занятия. Данные высказывания говорят лишь о том, что эти тренеры никогда индивидуальным обучением футболистов в полном объёме не занимались. Индивидуальное обучение футболистов весьма значительно отличается от общепринятого группового обучения. Так как, на групповых занятиях у тренера нет возможности обучать каждого занимающегося в отдельности, то естественно, что при такой форме занятий, занимающийся должен сам усваивать учебный материал предоставленный тренером, который следит за самостоятельным выполнением и указывает на ошибки. Но попробуй, уследи за выполнением двигательных действий десятью, а то и пятнадцатью занимающимися сразу. При индивидуальном же обучении главенствующая роль отводится именно тренеру, который непосредственно обучает отдельного футболиста. И именно от тренера полностью зависит успех в индивидуальном обучении, а поэтому и требования к нему особые. У него обязательно должно быть не только хорошее высшее спортивное образование, но и немалый положительный опыт работы тренером по футболу. Также необходимо, в совершенстве разбираться во всех тонкостях современного тренировочного процесса, то есть обладать большим, чем он получил в институте, объёмом теоретических знаний. К тому же тренер, практикующий именно индивидуальное обучение, должен хорошо знать и визуально представлять внутреннюю биомеханическую структуру (перераспределение сил в теле) всех предлагаемых им для освоения двигательных действий. И в связи с тем, что индивидуальное обучение подразумевает индивидуальные занятия с отдельными к тому же разными личностями, то знание спортивной психологии такому тренеру хорошее подспорье в его работе. Вот примерно таким должен быть тренер, который решил организовать индивидуальное обучение различных футболистов. При индивидуальном обучении уже не скажешь футболисту, которого взялся тренировать, что он сам во всём виноват, что плохо усвоил учебный материал и т.д. Здесь, если тренер взялся индивидуально обучать футболиста, то должен обязательно научить его всему тому, что обещал и ни какие отговорки о сложности тренировочного процесса и т.п. здесь не приемлемы.
Если же более пристально проанализировать вопрос индивидуального обучения футболистов, то окажется что этот, на первый взгляд вроде бы совсем не сложный вид обучения футболистов, на самом деле оказывается самый теоретически сложным и физически специфичным обучающим процессом во всём футболе. Именно поэтому такая форма обучения на сегодняшний день в российском футболе почти полностью отсутствует. А те занятия, где на одного тренера более трёх занимающихся в связи со своей специфичностью индивидуальными быть не могут и называться так не должны. На практике было определено, что самый оптимальный вариант индивидуальных занятий с футболистами это одновременно два тренера и четыре ученика.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть то, что современный скоростной футбол, стал намного сложней и интенсивней, того что был ранее, и это естественный путь развития любого явления в котором происходит постоянное соревнование «кто лучше». Но новый футбол для своего постоянного развития требует и постоянного развития спортивных качеств футболистов, то есть увеличения объёма их спортивных знаний и умений, которых на групповых занятиях в футбольных школах и академиях никак не приобрести. А это значит, что самым перспективным направлением в повышении уровня индивидуальной подготовки футболистов является их индивидуальное обучение тренерами специализирующимися именно на таком виде обучения.
#Футбол #Тренировка #спорт #индивидуальныетренировки #развитиеребенка