Есть под Псковом маленький, но примечательный городок Остров. Интересен он своей богатой историей, старыми церквями и храмами, цепными мостами, которые вели когда-то к крепости, всей этой атмосферой древности. А еще интересен город своими героями. И рассказывая о них, невозможно не упомянуть имя одной девушки - Людмилы Ивановны Филипповой.
Филиппова родилась в 20-м году в Острове в семье учителя (мать она потеряла совсем еще маленькой). Воспитывала ее, по большей части, тетя. И то древнее место, где родилась Людмила, и отец-учитель, и тетя - все это привело к формированию сильного характера у девочки. Она любила историю родных мест и всей страны, любила жизнь, ценила родных и близких.
Людмила Ивановна хотела посвятить свою жизнь журналистике, рассказывать людям о победах, больших и малых. Еще до войны, будучи в совсем юном возрасте, она числилась редактором местной газеты. Незадолго до нападения немцев она отбыла к острову Эзель, где работала при местном погранотряде. Вскоре началась Великая Отечественная война, и Филиппова вернулась в родной Остров, который был занят врагом в июле 41-го.
С самого падения города там начала действовать подпольная организация, возглавила которую Клавдия Ивановна Назарова. Филиппова тоже вступила в нее. Весь личный состав организации состояли из девушек и юношей, и лишь немногим из них было чуть больше 20. Занимались подпольщиками самым разным: помогали партизанам, укрывали пленных, вели агитационную работу среди местных жителей, призывая не покоряться врагу, мстили предателям и т.д. Урон они нанесли немцам серьезный, и пусть их было мало, и были они совсем юны - это не помешало гитлеровцам их бояться и тратить огромные ресурсы для поиска подпольщиков в Острове.
Медленно, но верно подпольщиков отлавливали одного за другим. Вот уже и Назаровой не стало, и борьбу с немцами возглавила именно Филиппова, под руководством которой деятельность продолжилась еще какое-то время. А потом, в 43-м, поймали и ее.
Держаться на допросах и в камере девушке помогало одно - сознание, что где-то у нее есть дочь Инна. Угрозы и издевательства Филиппову не сломили, она никого не сдала, и тогда немцы решили применить к ней другой подход. Они узнали о дочери девушки, и повели ее к ней. Разумеется, девушке сообщили, что она сможет быть с дочерью всю свою жизнь, надо только рассказать о работе подпольщиков, сдать всех своих товарищей. Согласитесь, это искушение пострашнее многих - всем хочется быть с родными и близкими, тем более, когда есть довольно простой выбор между жизнью и страшным концом.
Тем не менее, Людмила Филиппова твердо держалась. Немцы надеялись, что это свидание матери и дочери сломит девушку, заставит разреветься и во всем сознаться, но подпольщице это лишь придало сил на дальнейшую борьбу и непокорность. Она знала, что в последний раз видит дочь, и, улучив момент, тайком спрятала в одежде у малышки маленький клочок бумаги - свою фотокарточку, на обратной стороне которой заранее было написано трогательное послание:
"Милой, дорогой моей дочурке от крепко любящей ее мамульки. Милая моя крошка, храни эту карточку, ибо она напомнит мать, будешь большая, вспомнишь ее. Расти, моя милая, будь счастлива. Мама."
Совсем скоро, 9 сентября 43-го года Людмила Филиппова, несломленная и никого не сдавшая, была казнена. Никто из состава подпольной группы Острова до освобождения города, которое произошло 21 июля 44-го года, не дожил - все до единого были пойманы. Но вклад их и в общую победу, и в освобождение города был велик.
Дочь Филипповой Инна со временем узнала о судьбе матери. Она часто приезжала к монументу, установленному в Острове в честь подпольщиков. Знает об этом и дочь Инны, то есть внучка Людмила Ивановны, которую назвали в честь бабушки.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.